Илья Коломейский: "Российский театр хорош тем, что его поддерживает государство". - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюИлья Коломейский: «Российский театр хорош тем, что его поддерживает государство».

Илья Коломейский: «Российский театр хорош тем, что его поддерживает государство».

Говорят, что главные беды российского театра сегодня – это коммерцизация и медиализация. Насколько эти понятия являются проблемами для театрального искусства? Действительно ли искусству сложно привлечь внимание зрителя? И как живет театр в эпоху рыночной экономики на государственные субсидии? Эти и другие вопросы мы задали директору Челябинского государственного камерного театра Илье Коломейскому.

В 2014 году Правительство РФ утвердило программу «Развития культуры и туризма» до 2020 года. В рамках этой программы деятельность государственных театров должна поддерживаться различными субсидиями и дотациями. Насколько эффективна такая помощь в действительности? Как на сегодняшний день театры сочетают госфинансирование и коммерческую деятельность?

Если говорить о соотношении средств, получаемых в рамках госзаказа и заработанных театром самостоятельно, можно назвать цифру 70% на 30%. Помимо денег на госзадание театру перепадают деньги на оборудование, ремонт и творческие нужды. Иногда удается получить какие-то гранты. Так или иначе, театр в России не совсем успешное коммерческое дело. Есть несколько хороших примеров: театр Николая Коляды «Коляда-театр» и еще пара-тройка проектов. Но все-таки, на мой взгляд, российский театр хорош тем, что его поддерживает государство. Без подержки театру будет очень-очень трудно.

Илья Коломейский на вручении губернаторской премии, 2015 год. Фото Камерного театра.

В таком случае, не возникает ли ситуация «кто платит, тот и заказывает»?

Нет, за мои три годы работы в театре Министерство культуры ни разу не сказало мне, что я что-то могу ставить, а что-то – нет. Единственный раз, когда кто-то попробовал вмешаться в деятельность театра, это когда у нас на фасаде здания весел баннер к спектаклю «Отцы и сыновья». Там был изображен байкер, а позади него сидела обнаженная девушка. Она была в такой позе, что ничего крамольного видно не было. Однако это все равно вызвало возмущение у граждан и плакат был снят.

А как еще вы пытаетесь привлечь внимание жителей города? Какими современными методами пользуется классическое искусство, чтобы привлечь в театр зрителя?

Есть три фактора: работа отдела рекламы, работа художественной группы и раскрутка. Под раскруткой я имею в виду перформансы, акции, к которым, к сожалению, публика относится чаще всего негативно, потому что считает, что театр должен привлекать только искусством. Поэтому деятельность художественной группы крайне важна. По большей мере, посещаемость спектакля зависит от того, насколько интересно он поставлен. Ну и традиционная реклама, конечно, играет не малую роль.

Насколько эффективен отдел продаж? Как простой обыватель должен услышать о Камерном?

Уже несколько лет театр шалит необычными мероприятиями. Если вспомните вручение Оскара Леонардо ДиКаприо, то вы может припомнить, как мы отправляли ему поздравление. Умение создать шумиху на околотеатральном поводе – именно этим я оцениваю эффективность отдела.

Письмо Камерного театра Леонардо Ди Каприо. Фото из официального сообщества театра.

Не так давно общественность взволновал конфликт, связанный с режиссером Кириллом Серебренниковым. Какого ваше мнение по этому инциденту?

Честно, меня больше взволновал арест Виталия Тамазиевича Богверадзе. Что касается Серебренникова, то мне кажется, что он имел неплохую грантовую поддержку. Сказать, что он тратил деньги не по назначению, я не могу, потому что мне кажется, что это очень преданный своему делу человек. Говорить брал или не брал тоже не могу, меня там не было, свидетелем я не стал. Многие видят политическую подоплеку, но я бы не был так уверен. Есть мнение, что скоро выборы, и президент хочет показать деятелям культуры, что с властью особо спорить не надо. Но я думаю, что Кирилл Серебренников больше режиссер, чем театральный менеджер. Может быть там и были огрехи, тогда наказание за них о и понес.

В одном из своих интервью Лия Ахеджакова говорит, что этот инцидент – это ниточка от Мейерхольда. Уместно ли на ваш взгляд такое сравнение?

Я не могу сказать, что тут тянутся какие-то ниточки. Максимум, экономический подтекст. По поводу политических мотивов я затрудняюсь прокомментировать.

А можете ли вы прокомментировать арест Виталия Тамазиевича Богверадзе?

Да, это ближе и роднее. Серебренников там, в Москве, далеко, а Виталий Тамазович здесь. Мы знаем руководителя НХТ давно. Так что сейчас скрестили пальцы и надеемся, что тучи, которые сгустились над ним, развеются. Это достойный человек, а насколько экономически правильные решения он принимал, покажут только уполномоченные инстанции.

Театр говорит, какие постановки интересны ему, режиссер предлагает свои идеи. На золотой середине наши мнения сходятся.

С какими трудностями сталкивается режиссер, когда приносит постановку в театр?

У театра есть своя специфика, есть штатный режиссер, а есть «варяг». Первый работает в театре и ему, чтобы продвинуть постановку, надо просто ее выбрать. У нас нет жарких баталий, что кому-то что-то я запретил. Главное условие – постановка должна быть качественная. Режиссер должен понимать, что на нем большая ответственность. Спектакль должен быть не только экономически привлекательным, но и особенно интересен зрителю. Если говорить о приглашенных режиссерах, то все тоже решается обоюдно. Театр говорит, какие постановки интересны ему, режиссер предлагает свои идеи. На золотой середине наши мнения сходятся.

Илья Коломейский в Камерном театре. Фото пресс-службы театра.

Какую постановку вы никогда бы не разрешили поставить в своем театре?

«50 оттенков серого».

В одном из писем Пушкин писал: «Черт меня догадал родиться в России с умом и талантом». Как вы оцениваете это высказывание и на ваш взгляд, какого место художника в России сегодня?

Я не могу сказать, что в России творческому человек лучше или хуже. Россия – это среда обитания, где человек родился, пустил корни. Живется ему тут хорошо или плохо – неважно, это среда обитания. Те, кому эта среда не по нраву, прижились за рубежом. Слава богу, сегодня сделать загранпаспорт не проблема.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты