Католик по соседству: история Анны Гневчинской - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюКатолик по соседству: история Анны Гневчинской

Католик по соседству: история Анны Гневчинской

В современном мире человек в праве выбирать ту религию, которая ему ближе. Однако некоторые в России ставят знак равенства между верой и православием, считая остальные религиозные течения чем-то экзотическим. Не редко начинаются споры между представителями различных ветвей христианства в периоды Рождества. Сегодня мы разберемся в спорных религиозных моментах с представительницей католицизма – Анной Гневчинской.

 

Почти месяц прошел с католического Рождества! Расскажи, как ты провела этот праздник?

Каждый сочельник (за день до Рождества), мы собираемся всей семьей за праздничным столом. После ужина у нас принято дарить небольшие подарки: разную приятную мелочь, теплую одежду, уютные элементы декора.

Думаю, некоторые люди не очень понимают разницу между православным и католическим Рождеством. Можешь назвать некоторые отличительные моменты?

Я не очень знаю традиции православного Рождества, но могу рассказать интересные факты про католицизм. В первую очередь, отличие в датах, мы отмечаем этот праздник не 7 января, а в конце декабря. Это различие происходит из-за того, что у нас разные календари. Из менее очевидного можно отметить, что на нашем столе должно быть обязательно 12 блюд, которые соответствуют количеству апостолов. Также принято не есть весь день и принимать пищу только с восходом первой звезды. Это означает, что Иисус родился. Те люди, которые соблюдают пост, не употребляют мясо. Каждое Рождество мы готовим кутью (блюдо из вареного риса, мака, грецкого ореха, изюма, меда, которое заливается водой), ведь с нее принято начинать трапезу и заканчивать ей же. Важно, чтобы на столе стояла зажжена свеча. Иногда устанавливают сцену рождения Иисуса Христа, которая называется вертеп.

Узнать о том, как получилась разница в датах празднования Рождества католического и православного, можно из видео Анастасии Постригай:

 

 – Как так получилось, что, проживая в России, ты исповедуешь католицизм?

Начнем с того, что все мои родственники – поляки по национальности. Как известно, в Польше католицизм – это основанная вера. Нам удалось сохранить их традиции, благодаря тому, что мы жили в деревне, в которой был католический костел. С четырёх лет я занималась в этом месте. Там собирались мои сверстники, и мы изучали библейские истории, а также весело проводили время: читали религиозные детские журналы, смотрели фильмы с видеокассет о жизни Иисуса и делали подделки к праздникам, в том числе, к Рождеству.

Анна родилась 4 апреля 1999 года в небольшом селе Кременчуг (Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район). Родители Анны также родились и выросли в этом селе. Познакомились еще в школе, только папа был на год младше. Удивительно, что именно со школой связали свою жизнь и далее другие родственники Анны. Одна тетя была учителем технологии и даже стала директором школы, когда другая – была математиком, бабушка 40 лет также преподавала эту науку. Сама мама Анны тоже окончила педагогическое училище и обучала географии. 

 – То есть твою религию определили с детства. Не думаешь ли ты, что стоит решать такой серьезный вопрос в более зрелом возрасте?

Я думаю, что здесь нет разницы. Если человек хочет поменять религию, то не стоит этому препятствовать. Я очень благодарна своим родителям, что они не доводили все до фанатизма. В детстве я воспринимала религию, как способ найти новых друзей. Костел стал моим вторым домом.

– Считаешь ли ты себя верующим человеком или просто не хочешь отклоняться от семейных традиций?

На самом деле, в моей семье уже давно нет одной религии. Даже если вы зайдете в мою комнату, вы можете увидеть на одной стене изображение Иисуса Христа, а на полке рядом с ним будет статуэтка индийского бога Ганеши. Так что я верю и в единого Бога и, одновременно, в другие божества. Наверное, я даже слишком религиозна. *смеется*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Хотела ли ты когда-нибудь изменить вероисповедание?

– Да, однажды я всерьез задумалась уйти в буддизмНо со временем я осознала, что я не могу отрицать существование Бога. Сейчас я с улыбкой вспоминаю, как в 15 лет хотела уехать на Тибет и стать буддийским монахом. Представьте, как я разочаровалась, когда узнала, что такой путь закрыт для женщин! Сейчас меня все еще привлекает эстетика этой религии, поэтому часто посещаю буддийские выставки.

Для человека, который сознательно меняет вероисповедание есть специальный термин «ренегат». 

В последнее время в интернете часто встречаются шутки религиозного характера. Приемлем ли для тебя смех над верой?

Я обожаю юмор такого характера *улыбается*. Это не задевает мои чувства. Особенно поднимают настроение шутки про Иисуса. Например, есть такая картинка, где пользователь с именем Иисус Христос написал комментарий: «Хорошо, что я атеист».

То есть, по твоему мнению, это не оскорбляет чувства верующих?

– Для меня странно, что в современном мире кто-то настолько предан религии, что его оскорбляют действия, которые направлены против нее. Тогда почему ученые не подают в суд, например, за то, что религиозные люди, в свою очередь, оскорбляют их?!

На самом деле существует определенные статьи Уголовного Кодекса (Статья 148. «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и Статья 282. «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), по которым могут осудить за различные «шутки» в Интернете. Наказание по этим статьям зависит от тяжести преступления, но зачастую виновные оплачивают штраф или получают условное осуждение. 

Какого это быть религиозным приверженцем в то время, когда многие считают себя атеистами? 

Чувствуешь себя белой вороной в обществе таких людей. Когда я слышу заявление: «Я атеист», то воспринимаю это с иронией. Каждый человек во что-то верит.

Были ли ситуации, когда тебя осуждали за выбор религии?

Нет, таких ситуаций не было.

Я предпочитаю открыто не заявлять о своей религии.  Из-за того, что наша страна сейчас состоит в достаточно напряженных отношениях с Западом, многие религиозные «фанатики» считают людей другой веры своими врагами. Такие граждане даже не обращают внимания на Конституцию, в которой сказано, что Российская Федерация – светское государство.

 – Как ты относишься к людям, которые не верят в сверхъестественные силы?

Я никогда не ставила перед собой цели убедить кого-то в существовании таких сил. Я прекрасно понимаю, что вера – это выбор каждого. Но сейчас атеизм превратился в модное течение. Многие люди, заявляя о том, что не верят в Бога, продолжают верить в приметы, праздновать Рождество.

Смогут ли когда-нибудь люди менее остро реагировать на тему религии и веры?

Я думаю, что да. Ведь если задуматься, то совершенно не имеет значения, верующий человек или нет. Отношения ведь строятся совсем не на этом. Какая разница, празднует ли кто-то Рождество до Нового года, после или вообще не считает это праздником. Различия в обществе воспитывают в нас уважение к окружающим, к их чувствам и традициям. Об этом нужно всегда помнить.

Также из приведенной ниже радиопрограммы вы можете узнать об отношении двух поколений к тому, что Россия является многоконфессиональным государством.

Анастасия Арсентьева 

Фото из личного архива Анны Гневчинской

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты