Теория поколений с Мариной Загидуллиной - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюТеория поколений с Мариной Загидуллиной

Теория поколений с Мариной Загидуллиной

Интернет очень плотно внедрился в нашу жизнь. Люди совершают покупки, узнают новости, общаются, учатся, работают и даже занимаются творчеством на просторах сети. Современному человеку не составляет труда найти какую-либо информацию, если он активно пользуется всемирной паутиной. Напротив, он способен дополнять или управлять ей.В учебных заведениях предметы, связанные с изучением интернета. Зачастую можно встретить моменты, когда преподаватели намного меньше знают об этом предмете, чем обучаемые. Цифровое поколение по-другому воспринимает и обрабатывает информацию. Поколения являются взаимосвязанными. Предыдущие посредством своей деятельности формируют поколения настоящие, а те, в свою очередь, будущие.

Теория поколения появилась в 90-х годах XX века. Авторами являются два американца – демограф Неил Хоув и историк Уильям Штраус. Они изучали конфликт поколений как социальный феномен. Их выводы были одинаковыми: обратив внимание, что модели поведения людей, принадлежащих к одному поколению, сильно отличаются от модели поведения представителей другого (в пору того же возраста). То есть, сегодняшние 20-летние люди в одних и тех же ситуациях ведут себя примерно одинаково, но совершенно не так, как вели себя в том же возрасте их предки.

Марина Загидуллина – профессор, доктор филологических наук, объяснила, в чем отличие «поколения Y»–1985-2000 года рождения и «поколения Z» 2000+ года рождения. А так же рассказала про медиаобразование в России и в мире.

 

Какие преимущества у последних двух поколений?

– У нас последние три века обозначились яркие сдвиги в технологиях. Сдвиги в технологиях делают разрывы в поколениях. Например, для XVIII века — паровая машина. А для XXвека изобретение двигателя внутреннего сгорания и переход к транспорту. То есть в 1893 изобретаем двигатель, в 1905 уже парк самолётов, а в 1924 – чертеж космической ракеты-носителя. Вот такой промежуток от лошади до космоса. Почти мгновенно! Естественно, у человека формируется другое представление о времени, пространстве и своём месте в мире. Для XXI века такую же роль играет компьютер. То есть технология с серединыXX века развивается и воспринимается сначала как лабораторная или сложная система.Но тот факт, что она становится персональной, меняет мир для любого человека. Тогда задаем вопрос: а в чем разница между Yи Z? С технологической точки зрения, разница в социальных сетях. Одно поколение осваивает эти технологии уже во взрослом состоянии, а второе рождается в них. «Digitalborn» – люди, рожденные в цифровом поколении, а тут уже «socialmediaborn» – то есть рожденные в социальных медиа. И это уже другой уровень оцифровки. Разница будет в скорости связи между людьми (то есть Y еще помнит медленные соединения, а Z уже не знает, что это такое) и в скорости адаптации. Y-ки открывают для себя возможности сетей, а поколение Z в них живет. Если мы у Z уберем интернет-соединение, оно будет как рыба без воды.

Когда и как человек адаптируется в сети?

– Я проводила в 2014 году большой опрос по интернет-инициации: «Когда ты вошел в интернет», было опрошено 1063 человека в возрасте 10–11 лет в Южноуральске, Челябинске и в Минске (чтобы провести параллели). Решили посмотреть, как люди входят в интернет. И они все в среднем обозначили вход в 9–10 лет. Уверена, что если сейчас спрошу у восьмилетних детей, когда они познакомились с интернетом, они не смогут вспомнить. Что касается адаптации к сетям: например, для более старшего поколенияYouTube – это зона фана (развлечений), а для другого поколения та же платформа – это среда обитания. И если первое поколение «гуглит» (например,«как мне построить полку»), то второе – только в YouTube это ищет. Ему не интересны ваши «письменные советы», текстовые инструкции и т.п. Он открывает видео и смотрит (даже если на видео будет просто говорящая голова, которая говорит тоже самое, что написано в Google). Мне кажется, что это глобальный разрыв, касающийся всего мира. И это создает условия для творчества, зацикленного на видеообмене. Это море разливанное контента. И у теории поколений здесь слабость – она не успевает за этими разрывами. Более того, ни ученые, ни системы социального управления тоже не успевают это отслеживать.

Иногда можно встретить пример медеиаобразования, когда преподаватель ознакомлен с этой темой намного меньше учащихся. Особенно во времена цифровых поколений, где дети пользуются гаджетами с дошкольного возраста. Как решить эту проблему?

У этой проблемы есть двестороны: первая – это традиции медиаобразования, заложенные в России, по сравнению с медиаобразованием в мире.И вторая – это педагогическийуклон. Медиаобразование строится вокруг концепта: «что для тебя опасно?» и «что неопасно?». И на перекрестке этих двух тем возникает излишняя, на мой взгляд, этикализациямедиаообразования и недостаточное внимание к мировому уровню. В российском представлении омедиаграмотностисформирована примерная такая концепция: «ты должен распознать мошенников, манипуляторов твоим мнением, ты должен видеть, как медиа давит на тебя, должен противостоять кибербуллингу» – и т.п. Проблема в том, что ты никогда этому не научишь аудиторию, так как этому учат в «подворотнях интернета». Так и всегда было! Были раньше подворотни, где тебя социализировали «правильно» (условно старшие), а теперь подворотня в интернете. В мире медиаграмотность имеет другую концепцию: «овладение принципами поиска новых технологий». То естьнет задачи научить тебя пользоваться какой-то программой на паре. Пока тебя учат, это приложение аннулируется, и появится уже новое! Но задача наставника показать на примере этого приложения, как достичь каких-то целей. Тут главное понять принцип «как это делается». Теперь шаг следующий: создай приложение сам!Поэтому у медиаграмотности (в мире) задача такая: отслеживать новое в режиме мониторинга, осваивание новых технологий. Зачем этот навык? Чтобы не отстать! Но все это тоже уже уходит из практики. Всегда остается шлейф. Мы не можем угнаться за этим новым. И поэтому ядром образования всегда должен быть фундамент, прочная почва знаний, не аннулируемых на уровне технологических прорывов.

Нужно ли из-за интернета менять систему образования?

– В интернетесейчас можно найти все. Человек может сам построить свое образование только на интернет-материалах и «прокачаться» по любой темекак угодно. Тогда вопрос: почему все не стали суперспециалистами? Интернет открыт для всех, но есть понятие эмоционально-волевой сферы человека. Пример: ты хочешь познать какую-то сферу, расписал план, поставил задачи. Приходишь домой и думаешь: «Да зачем? Можно же сериальчик посмотреть. Лучше завтра. Я в понедельник начну. С первого числа…» и так далее.Существуют открытые курсы «Courserа»,куда записываются два миллиона человек, а оканчивает их всего1 %. Не могут люди заставить себя заниматься самообразованием! И роль педагога в том, чтобы стимулировать, организовывать эту постоянную, неостановимую умственную деятельность. Ты делаешь для преподавателя, но и сам что-то усваиваешь из этого. Харизма преподавателя играет всё большую роль. Так как мир информации становится безграничным, преподаватель становится навигатором для тебя. Например, учитель тебе посоветовал «вот такую книгу» почитать. Его мнение что-то для тебя значит. Ты нашел эту книгу в интернете, но в интернете еще 300 книжек такого же рода. Но ты прочитаешь именно ту, которую тебе порекомендовал уважаемый тобой человек. И поэтому я думаю, что будущее образование – это практически полный переход к античной модели, где смысл был в том, что жаждущие познания люди собираются вокруг мудрого человека и свободно беседуют с ним, тренируя свой мозг. Чтобы понимать чужое слово, упорядочивать его и находить свой ответ, тренируя свою креативную способность. У образования будущее не в цифровизации, а в прокачивании личностных качеств.

Как СМИ адаптируются под современные поколения?

– Например, «РБК», «Коммерсант», – это крупные издательские дома, которые вообще не собираются адаптироваться к молодежи, и правильно делают. У них уже есть своё реноме. Они должны дать четкую информацию – они этим и занимаются. И создано так, что ты будешь читать тот же РБК в 90 лет и в 10 лет – текст понятен и универсален. Есть очень интересный момент, когда медиа рассчитано точно на «миллениалов», например,«Медуза». Она создана для них, и создается ими же. И это сильно заметно в фановой части «Медузы».Может быть, именно поэтому им удается держать аудиторию. То есть будущее массовых средств информации для этой аудитории создается самими «миллениалами».

Как тогда молодежь придет к новостям?

– Специально за новостями не идет никто, потому что у всех сетей подключена «умная лента», в которой все получают новости.  Это разнородная лента, которая соткана из глобального, локального, регионального,федерального и т.д. И зачем тебе идти за новостями, если они идут к тебе сами? Но есть понятие возраста, когда социальная аналитика становится актуальной. И у журналистики есть читатель, и он всегда будет.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты