Человек, а не диагноз - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьЧеловек, а не диагноз

Человек, а не диагноз

Удивительно, что в наш век, когда все громче говорят о толерантности и инклюзивности, понятие языкового приема «person-first» получило еще недостаточное распространение. До сих пор в СМИ встречаются заголовки вроде «Душевнобольной мужчина насмерть забил родную бабушку молотком и ножом» или «Аэропорт протестировал колясочник».

Данный языковой прием появился в 1988 году в США. Особенность «person-first» состоит в том, что сначала говорится о человеке и лишь потом о его особенности. Например, человек на коляске, а не колясочник, человек с ментальными расстройствами, а не душевнобольной. У многих может возникнуть вопрос «зачем же все усложнять?».

Но ведь то, как и что мы говорим, формирует наше отношение к людям. Все негативные слова превращаются в стигму и оседают не только на тех, о ком мы говорим, но и тех, кто это слышит или читает.

Дарси Хааг Гранелло (Darcy Haag Granello) в своей статье «Labeling people as “The mentally ill” increases stigma» говорит об исследованиях, которые проводились среди трёх различных групп: 221 студент колледжа, 211 взрослых из Центра здоровья и 269 профессиональных консультантов. Всем группам был выдан стандартный опрос с утверждениями, а также пятибалльными шкалами, на которых необходимо было отметить свое согласие с написанным. Опросники были абсолютно идентичны, кроме одного параметра. Различие было в том, что половина группы проходила опрос с термином «психически больные», а остальная с термином «люди с ментальными расстройствами».

Результаты показали, что каждая группа из трех изученных проявляли меньшую терпимость, когда их опросы относились к «психически больным». Данный термин приводил людей к мнению о том, что такие пациенты являются низшим классом, требующим принудительного лечения и представляющим угрозу для общества.

Сейчас некоторые издания все активнее используют язык «person-first» (например, проект благотворительного фонда «Нужна помощь» – «Такие дела»). Кроме того, филологи и будущие журналисты также ратуют за распространение подобного языкового приема:

RHwk5dlfoKkЕлена Панова, кандидат филологических наук, преподаватель факультета журналистики ЧелГУ:

«По моему мнению, с точки зрения языка необходимо смягчать все разговорные словообразовательные элементы в описании любой ситуации, касающейся физиологического или нравственного состояния человека.  Это касается СМИ в первую очередь. Я бы порекомендовала и в разговорной речи за этим следить, поскольку это действительно формирует интолерантное отношение к людям, которые по каким-либо причинам  выделяются из нашей среды.

Мне кажется, что хотя бы в языковом соотношении надо устанавливать статус-кво. Я очень поддерживаю идею номинации сначала человека, личности, персоны с указанием даже не его медицинского заболевания, а уточнением какого-то особенного статуса, поскольку слово “статус” не граничит с заболеванием. Это указание на его индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при организации среды, при выстраивании коммуникаций с этим человеком. Поскольку само веяние времени и создание безопасной среды, введение инклюзивного образования, хотя бы то, что есть в высшей школе, говорит о готовности людей поворачиваться друг к другу и не считать людей с какими-то особенностями иными. Если оценивать с филологической точки зрения, мне кажется, это самый адекватный способ номинации. Просто по-другому и быть не может».

IVf23FIT8k4Светлана Гаус, студентка первого курса факультета журналистики ЧелГУ, участница проекта «Равный равному»:

«Такой язык, естественно, актуален, и не только сейчас. Но вот используется он не всеми, так как люди разные и не у каждого есть осознание необходимости такого языка.

А нужно всего-то пообщаться с человеком, и сразу станет понятно, что отстраняться от него глупо. Ребят это, естественно, может обижать. Ведь даже слышно, что звучит грубо».

Язык – это мощное орудие, которое играет очень важную роль в формировании общественного мнения. Именно поэтому с ним необходимо обращаться осторожно. «Person-first» – это метод уважения человека и его личности. В наш век необходимо сорвать ярлыки друг с друга и посмотреть в лица тем, кто стоит рядом с нами. Возможно, тогда мы и поймем, что все мы люди.

Екатерина Старикова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты