Что делать, если у тебя клиповое мышление? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяНовостьЧто делать, если у тебя клиповое мышление?

Что делать, если у тебя клиповое мышление?

 Этот запрос довольно популярен в поисковых системах. Родители боятся за своих отстающих в развитии детей, молодежь не желает подвергаться излишнему влиянию со стороны СМИ. Все безоговорочно верят, что клиповое мышление — это показатель деградации. Но так ли это?

Клевета на новый тип мышления — обычные прения между двумя сторонами конфликта «отцами» и «детьми». Не стоит обращать внимания на утверждения о вредности чего-либо вообще, не разобравшись в сути понятия.

Двадцатый век успел несколько раз перевернуть сознание человека: появились автомобили, телевизоры, самолеты, ракеты, космические корабли, компьютеры… В нашем же столетии обмен информацией вышел на совершенно новый уровень. Молодежь настолько привыкла к постоянному обновлению технологий, что поразить ее воображение сможет только техническая революция.

Старшее поколение имеет другой жизненный опыт и другой тип сознания. Эксперты называют его текстовым или последовательным.

Последовательное мышление сложилось под воздействием книжного воспитания. Людям с этим типом мышления легко даются и длинные тексты, и их анализ. Они способны запоминать многие подробности. Также они познают и мир – медленно, вдумчиво, стараясь понять каждую деталь. Причина повышенного внимания к каждой мелочи вызвана привычкой к дефициту доступной информации.

В прошлом веке люди старались запомнить все, что узнавали. Иначе зачем нашим бабушкам нужны были поваренные книги, коллекции альбомов с рекомендациями по здоровью, подшивки газет – все то, что сейчас за ненадобностью сдается в макулатуру.

Но такой способ познания начал давать сбои уже при массовом распространении телевизоров. Информации с каждым годом становилось все больше, распространялась она все быстрее… Постепенно менялось и мышление: из классического последовательного до переходного, от переходного до клипового.

Кстати, о клиповом мышлении. Обычно на него вешают совсем не те ярлыки, которые должны быть у довольно интересного продукта развития цивилизации.

Евгения Елисеева, ученица гимназии №23, рассказывает:

Нам часто говорят на уроках, что мы не сдадим ЕГЭ или что теперь трудно вообще хоть кого-то засадить за книги. Минуточку, я вообще-то литературу сдаю! Обидно, что нас сразу же ставят на ранг ниже себя — только потому, что, видимо, мы другие.

Вообще я согласна, что у меня клиповое мышление — я легко могу делать несколько дел сразу, быстро усвоиваю новую информацию. Учебники кажутся скучными, потому что в интернете куда больше всего.

Клиповое мышление обозначает способность воспринимать информацию через яркие образы и небольшие послания. Характеризуется также многозадачностью и хорошей реакцией. Яркий пример проявления клипового сознания — хэштеги.

На самом деле, ничего ужасающего и грозящего гибелью всея цивилизации в клиповом мышлении нет.

Потребность в нем была естественной: инструмент познания, способный выдержать информационный шквал. Вокруг столько инфошума: телевидение, радио, газеты, реклама, социальные сети, даже ценники в магазинах – это тоже информация.

Клиповое мышление оберегает мозг от перегруза информацией. Например, из всей череды длинного текста обладатель клипового мышления запомнит лишь основные части, поймет логику повествования и смысл прочитанного.

Задачи «запомнить все или умереть от недостатка информации»  перед современной молодежью нет. Есть задача «выделить главное и не умереть от избытка информации».

Благодаря «клиповости», молодежь запоминает куда большие объемы, чем их предки. Знания урывочные, но при качественном образовании их можно свести в систему самых необходимых сведений о мире, в которой человек будет ориентироваться столь же прекрасно, сколько в Википедии.

Несомненно, у клипового мышления есть и минусы. Один из них – отсутствие причинно-следственных связей между фактами. Из-за высокой скорости познания и разбросанности данных очень редко можно встретить обладателя клипового мышления, который может связать всю полученную им информацию в единую систему.

Как именно работает память у человека с клиповым мышлением?

Для этого мы провели эксперимент. Пригласили шестерых школьников от 16 до 18 лет, в числе которых была и Евгения Елисеева, и разделили их на две группы. Ребятам предлагалось прочитать историческую справку о причинах введения экономической реформы во Франции в 1786 году.

Первой группе предложили текст в книжном формате: длинные предложения, развернутые фразы, множество отхождений и субъективных суждений – почти что учебник. Второй группе дали текст с той же самой информационной нагрузкой, но оформленный в формате инфографики; читали его с телефонов.

Затем всем участникам предложили рассказать содержание исторической справки по порядку.

Рассказ только одного школьника из всех ребят, читавших текст с бумаги, был правильно выстроен логически. Нарушений связи между фактами и датами не наблюдалось. Речь содержала много сложноподчиненных предложений, запинок не было. Однако названия городов, имена исторических деятелей, сумму бюджета Франции и сложные исторические термины он почти не запомнил.

Два других участника первой группы, наоборот, запомнили только даты, имена, названия городов и другую фактическую информацию.

Школьники, которые учили текст в формате инфографики, смогли назвать почти всю фактическую информацию безошибочно. Один из них даже смог построить логические цепочки между фактами и событиями.

Результаты эксперимента подтверждают массовое распространение клипового мышления. Также мы сделали любопытные выводы.

На изучение информации в книжном варианте у школьников ушло значительно больше времени, чем на инфографику, но результаты были практически одинаковыми. То есть первая группа потратила время впустую, добившись тех же результатов, что и вторая.

Один из участников смог сделать самостоятельные выводы из инфографики и объединить текст в сплошной рассказ – это говорит о том, что есть и более продвинутый вариант клипового мышления, способный улавливать основные сведения и выстраивать из них логические цепочки. Это не просто продвинутый потребитель информации, но и ее аналитик.

На развитие именно такого типа мышления, я считаю, и должно быть направлено современное образование.

Евгения Елисеева делится впечатлениями от эскперимента:

Мне понравилось читать текст в виде красивой картинки с небольшим текстом. Очень легко запоминается. Я никогда не пробовала запоминать все даты по истории, а тут само собой получилось. Хотелось бы, чтобы и в школе так делали.

 К тому же, школьникам понравился новый для них способ передачи информации. Полагаю, что теперь образование должно подстраиваться под клиповый тип мышления, а не ломать его. А как долго люди будут верить в сказки про массовую деградацию из-за этого типа мышления — вопрос времени.

Елизавета Лейнвебер

Фото из свободных источников

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты