Как выгодно и вовремя продать свой интеллект - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяГлавные новостиКак выгодно и вовремя продать свой интеллект

Как выгодно и вовремя продать свой интеллект

С середины 2010-х годов в России идет масштабная реформа управления наукой. В средства массовой информации то и дело попадают истории о скандалах вокруг Российской академии науки, о проблемах в работе Федерального агентства научных организаций (ФАНО), наконец, о сиюминутных переменах – разделении Минобрнауки РФ на два отдельных министерства. Теперь у науки – своя система управления и распределения средств, призванная поднять эффективность научных исследований.

Собственно, новой она не является (в СССР были периоды разделения и слияния этих ведомств), но сами ее общие черты ясны уже сегодня. Кратко: средства распределяются не ведомственно-распорядительным способом (подобно субсидиям на существование научных организаций и проведение научных исследований), но по принципу оценки научного потенциала и проектно-заявительной деятельности организаций.

Проще: любой коллектив исследователей (пусть даже из разных организаций) заявляет научный проект, проект проходит многоэтапную экспертизу, получает «средневзвешенную» оценку и – если оценка высокая – финансирование.

Таким образом, все прошлые способы финансирования (например, «раздача денег на науку» самым успешным университетам, имеющим различные статусы – федеральный, опорный, национальный исследовательский и т.п., научным организациям – академии, институтам) вымещаются одним главным – «по интеллекту, инновационности, перспективности и приоритетности» каждого конкретного проекта.

Важно: финансирование все более ощутимо перемещается в управление крупными фондами (в отечественной науке – Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд). А фонды, предлагая на конкурс довольно крупные гранты, следуют логике выполнения стратегии научного развития страны: это прикладная результативность, следование приоритетам, установленным в науке (преимущественно – технологическим) и – что не удивительно – молодость исполнителей проекта.

Чем раньше молодые люди начинают научную карьеру, тем выше их шансы действительно добиться значительных научных результатов – а следовательно, стать высокооплачиваемыми работниками. В принципе, суммы грантов становятся все больше – не сравнить с теми, что были еще 15 лет назад. Сегодня перспективный молодой исследователь (это значит – до 30 лет, однако в некоторых случаях – до 39) может зарабатывать на качественных научных исследованиях и 50–100 и даже больше тысяч рублей в месяц. Причем выполнение каждого проекта улучшает позиции такого ученого в следующих конкурсах. И речь идет не только об естественно-научных дисциплинах – гуманитарные вполне приблизились к ним (вопреки расхожему мнению о второстепенности этого научного поля).

Что ценится в современных научных проектах? Несомненно, международный уровень. Невозможно представить себе научную работу, основанную только на русскоязычных источниках и анализе научного поля из «отечественного окошка». Так что знание английского языка в современной науке такой же обязательный элемент, как знание латыни для всех университетских профессоров в средневековой Европе. Конечно, ценится оригинальность и остроумный поворот самого исследовательского дизайна. Кроме того, очень важна междисциплинарность, смелое пересечение границ отдельных научных сфер. И наконец, острая современность и устремленность в будущее.

Так, например, на факультете журналистики Челябинского государственного университета ряд магистрантов участвуют в исполнении крупных грантов Российского научного фонда, связанных с исследованием интернет-коммуникаций. Двойная польза: и ведение своего учебного исследования (подготовка магистерской диссертации), и оплата научного труда. Конечно, в перспективе магистранты могут продолжить научную карьеру, выступая уже руководителями, а не исполнителями грантов.

Написание заявок, ведение научного проекта, получение действительно значимых результатов – важные современные навыки и компетенции, которые вполне можно обрести за два года обучения в магистратуре. И это еще один аргумент за сохранение такой формы обучения. Очень хочется, чтобы те ребята, кто еще в школе работал над научными проектами в рамках «Шага в будущее», научного общества учащихся, других подобных конкурсов, понимали, что, помимо собственно практических и профессиональных навыков, которые они могут получить на этапе бакалавриата, впереди их ждет увлекательный интеллектуальный поворот – магистратура. Мало того, что сегодня это бюджетные места (которых так мало на бакалавриате), так еще и перспектива замечательной научной деятельности.

Марина Загидуллина,
доктор филологических наук, профессор,
руководитель магистратуры по журналистике
Челябинского государственного университета

Нет комментариев

Комментарии