Печатные СМИ: жизнь или исчезновение? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяМнениеПечатные СМИ: жизнь или исчезновение?

Печатные СМИ: жизнь или исчезновение?

В современных условиях существенно снизилась популярность печатных СМИ. Тем не менее, у газет и журналов все же есть своя читательская аудитория, и это не только люди старшего поколения, но и молодежь. Кризисная ситуация на рынке печатных СМИ обсуждается уже давно.

Одна из основных причин неустойчивого положения печатной прессы – это рост популярности интернет-СМИ. Сеть удобна не только для аудитории, но и для самой журналистики. Безусловно, преимущество интернет-журналистики это не только оперативная подача информации и интерактивность. Положительный аспект заключается и в том, что не нужно тратить дополнительные денежные средства на выпуск печатных материалов. И если печатное издание выступает своего рода только носителем информации, то интернет позволяет аудитории оценить, обсудить материал, оставить свой комментарий на портале СМИ.

Однако существуют издания, одновременно имеющие и сайт, и печатную версию, или даже две отдельных самостоятельных площадки. Примером такого издания является «Челябинский обзор».

18194012_1506785646021194_5950715836079079893_nГлавный редактор издания «Челябинский обзор» Дмитрий Моргулес комментирует ситуацию: «Вообще, как показывает практика, скорая «смерть» периодической печати – это скорее больше стереотип, насаждаемый не слишком умными маркетологами, нежели реальное положение дел. Главная проблема периодической печати (впрочем, как и всех СМИ в России) – скорее качество содержания и качество системы распространения, а не формат как таковой.

Да, безусловно, у «принта» есть сложности, и они в целом общие для всех СМИ – падение рекламного рынка из-за общей неважной экономической ситуации в стране. Но практика показывает, что при качественном содержании, удачном соотношении печатной версии и интернет-сайта, и не менее качественной логистике аспространения печатных СМИ они не менее эффективны, в том числе для рекламодателей. К тому же серьезная часть аудитории (прежде всего, старше 30 лет), в том числе из-за психовозрастных особенностей все ещё (и ещё долго будут) с удовольствием читают именно печатный вариант. Другое дело, что СМИ, конечно же, должны меняться, чтобы соответствовать новым веяниям в информационном пространстве, становится комплексным, универсальным СМИ – печать, интернет, соцсети и мессенджеры. И примеры этому есть (тот же РБК, которое, по сути, не так давно объединяло в единую редакцию и технологию газету, сайт, журнал и телеканал). Но слухи о смерти газет сильно преувеличены».

Несомненно, важной неблагоприятной причиной состояния печатных СМИ является и нехватка кадров для редакции газет и журналов. В результате своего ускоренного прогресса интернет-порталы получают преимущество в количестве новых работников. Журналисты стремятся работать именно в интернет-пространстве, нежели в печатных редакциях. К тому же, в результате кризиса значительно сократились и сокращаются до сих пор рабочие места, остаются только самые высококвалифицированные журналисты, а мест для новых перспективных кадров практически не остается.

Финансово-экономический кризис нашей страны повлиял не только на количество мест для сотрудников, но и, несомненно, на всем бюджете редакций. Российский медиарынок существенно сократился, многие издания стали тоньше, а тиражи значительно уменьшились. Все эти негативные для печати аспекты благоприятно отразились на стремительно прогрессивном развитии Интернет-СМИ.

ekLGWPyr9jsКонечно, существуют популярные издательства газет и журналов, тираж которых не снижается. Они остаются востребованными у своих читателей. В марте 2017 года состоялся общественный аудит журнала «Деловой квартал – Челябинск». Как рассказывает главный редактор издания Александр Королев: «Тираж нашего журнала – 4005 экземпляров, и он почти не меняется на протяжении нескольких лет, хотя подписка платная, курьер доставляет издание лично в руки. Наша аудитория — это владельцы бизнеса, топ-менеджеры. Они, в основном, привыкли читать именно печатную прессу. Хотя мы видим постоянный рост интереса к сайту, нашим группам в соцсетях.

Кризис не отразился на нас так, как на ежедневных газетах, которые не могут угнаться за оперативностью интернета. Нет никакого смысла печатать позавчерашние новости. У нас журнал выходит раз в месяц и туда попадают лучшие материалы сайта: фотопроекты, интервью, аналитика. В общем, крупные тексты, срок жизни которых гораздо больше.

Раньше можно было подтвердить свой тираж в Национальной тиражной службе, но уже несколько лет они работают с регионами только удаленно, их сертификат не имеет прежней значимости. Поэтому мы позвали на аудит известных в Челябинске экспертов, наших читателей, крупнейших рекламодателей, областной Союз журналистов. В день выхода «Делового квартала» мы вместе с ними прямо в типографии посчитали количество пачек, журналов в них, и убедились, что все совпадает с заявленными цифрами».

Вероятность исчезновения печатных СМИ, безусловно, существует. Но если это произойдет, то скорее не в ближайшее время. Многие люди отдают свои предпочтения печатное прессе. Нельзя полностью заменить настоящие «живые» страницы, которые можно ощутить, перелистнуть, а возможно и сделать вырезки, создать подборку самых интересных статей. Каждое издание уникально. Но в будущем, возможно, произойдет инновация, в результате которой может появиться новый элемент средства массовой информации, сочетающий в себе печатное СМИ и интернет.

Ангелина Шмидт

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты