«Все началось с выступления Skrillex в 2014 году на фестивале Red Rocks, штат Колорадо, недалеко от Денвера…».
Вы когда-нибудь задумывались, что за неприметный человек стоит за столом с множеством кнопок вдали от всех на каком-либо посещаемом вами мероприятии? А думали, приходя в клуб, что за веселый, но при этом сосредоточенный парень в огромных наушниках набекрень за странным пультом? Конечно, все мы знаем, что это диджеи. Но кто они, как устроена их деятельность и какие в ней есть загвоздки — вот это уже вопросы куда более интересные.
Для начала историческая справка: первый раз наименование disc-jockey (диск-жокей) прозвучало в 1935 году и относилось к радиоведущему Мартину Блоку. Впоследствии это словосочетание сократилось до привычной нам аббревиатуры DJ, а сферу деятельности назвали диджеингом (DJing). Первым настоящим диджеем большинство музыкальных историков признает Джеймса «Джимми» Сэвиля (Jimmy Savile). Именно он устраивал танцевальные вечера под непрерывную музыку, используя два проигрывателя.
Среди моих хороших знакомых есть человек, вовлеченный в эту сферу, Владислав Осипов. Парень давно занимается музыкой и складывает ее в различные сеты — длинные треки, которые диджей создает в реальном времени, сводя песню за песней.
— Как бы банально это ни звучало, но диджей — это, по сути, музыкальный центр в человеческой оболочке, — считает Влад. — Но диджеи тоже бывают разными. Некоторые находят в этом работу и выступают на заказ, исполняя ту музыку, которую хотят слышать присутствующие люди. Некоторые же относятся к этому как к хобби или отдушине: начинают составлять свои сеты, выражая через них чувства и восприятие мира.
В диджеинге многое зависит от того, на каком оборудовании отыгрывается музыка. Диджеи играют на виниловых пластинках, магнитофонах (было и такое) и CD-проигрывателях, полностью заточенных под это дело. Для домашнего же использования лучше подходит контроллер, так какон компактнее, дешевле и менее затратен по электроэнергии. Кто-то даже с планшетов и смартфонов умудряется играть.
— Принцип у всех устройств одинаков — сводить один трек с другим, а тот с третьим и так далее. Трюков, конечно, в диджеинге много. Например, «петля» — это зацикливание определенного участка трека.«Скретч» можно наблюдать на хип-хоп вечеринках, где человек за пультом играет с винила и начинает дергать оду из пластинок, создавая определенный звук «скрежета».
Для новичков в сфере диджеинга Влад рекомендует слушать больше музыки, следить за новинками и тусовками в своих городах, среди которых, возможно, вы в дальнейшем найдете свое место. Кроме того наш герой также советует учиться сводить на контроллере, а не на компьютерной мыши, так как это не так страшно и сложно, как говорят некоторые, зато дает больше возможностей.
Если с помощью диджеинга хочется зарабатывать деньги, то придется играть то, что диктуют владельцы клубов. Но, на самом деле, это не принесет вам большого дохода. Чтобы много зарабатывать, нужно быть артистом, продюсером, исполнителем, писать свою музыку и исполнять ее на различных фестивалях, а для этого нужна нехилая раскрутка. А если хотите как-то выделиться — не играйте то, что уже отыграно и крутят в большинстве клубов. Если хотите играть свое, особенное — играйте. Не бойтесь. Этот путь, конечно, сложнее, но без этого не будет никакого прогресса в музыкальном вкусе слушателей.
Анна Степанцева