Пока вся страна сидела на карантине, на канале СТС вышло новое шоу «Миша портит всё». Но такое ли оно новое?
Признаюсь, сначала я удивилась, что такое динамичное и познавательное шоу крутят по одному из федеральных каналов. Но стоило немного поискать в интернете информацию по этой теме, стало понятно, что это очередная адаптация. Что такое адаптация в понимании современного телевидения? Это переработка иностранных сериалов и шоу под отечественные формат и реалии. Грубо говоря, канал покупает лицензию на производство шоу по такому же сценарию, что и за рубежом, но роли играют наши актеры. Скопировать все подчистую или добавить что-то новое – это уже остается на совести режиссеров. Но факт остается фактом: если можно не придумывать и финансово не рисковать, а просто купить лицензию и повторно реализовать уже успешную идею, то так и сделают.
«Миша портит всё» – адаптация американского шоу «Адам портит всё». В США создателем и ведущим шоу стал комик Адам Коновер. В своей программе он развенчивает мифы о привычных вещах в стандартных для всех ситуациях: в магазине, на благотворительном марафоне и даже в душе. Когда ведущий произносит тот или иной факт, на экране появляется сноска со ссылкой на исследование, а иногда в шоу выступает приглашенный эксперт. Так, в первом сезоне в одной из серий, где Адам испортил ужин в ресторане, был приглашен отец ведущего – Дэвид О. Коновер, морской биолог и профессор. Он объяснил, почему в ресторанах дешевую рыбу выдают за дорогую.
В российской адаптации ведущим стал Михаил Галустян. Можно отметить принципиальную разницу: Адам Коновер автор шоу, а Михаил просто приглашенный артист. Пока в американском варианте харизматичный «критик быта» сообщает полезную и интересную информацию, на канале СТС идет буквально бенефис Михаила Галустяна, ведь в шоу его, действительно, много. Зрители подмечают излишнюю клоунаду и неуместные скетчи, которые отвлекают от повествования. Возможно, даже подбор ведущего стал неудачным, ведь Галустян четко ассоциируется с КВН и шоу «Наша Russia», а не познавательными программами.
Так ли губительна адаптация для оригинального формата? Вовсе нет. Если некоторые области, например, экологические проблемы или маркетинговые уловки в магазинах, универсальны почти для любого государства, то законодательство, система образования, обычаи и многие другие вопросы сугубо индивидуальны для каждой страны. Поэтому адаптация шоу для той или иной страны позволяет в коммерчески успешном формате познакомить зрителя с интересными фактами в реалиях его государства. Правда, ни для кого не секрет, что сериал или шоу, которые «зашли» западному зрителю, могут оказаться провальными, например, в России. Разный менталитет, неправильный подбор актеров, маленький бюджет и дешевые декорации могут испортить даже самую гениальную идею.
Российский зритель может и не догадываться, сколько на самом деле адаптаций он видит ежедневно по телевизору. Нередко такие шоу и сериалы имели низкие рейтинги у нас в стране и закрывались уже после первого сезона. Тринадцать серий дебютного сезона шоу «Миша портит всё» уже вышли на российском телевидении. Посмотрим, какое будущее его ожидает.
Виктория Котова