Для рассмотрения серьезного вопроса о свободе слова в России и проблемы реализации специалистов медиапространства на трудовом рынке мы пообщались с человеком, непосредственно связанным с этой деятельностью. Масленников Алексей – человек, который знает о существовании ограничения свободы слова не понаслышке.
Ж: Расскажи немного о том, где ты получал высшее образование и где работаешь в настоящее время.
Алексей: В 2019 году я окончил факультет журналистики Челябинского Государственного Университета (специальность – «Журналистика»), и уже на протяжении трех лет работаю в учебно-научном центре медиаобразования факультета.
Ж: Можешь ли ты сейчас дать оценку качеству полученного тобой образования? Какие критерии ты считаешь важными при обучении на специальности журналиста?
Алексей: Свое образование я по достоинству могу назвать высшим – нас обучали настоящие профессионалы, мастера слова, не понаслышке знающие свое дело. Я считаю, что обучение конвергентной журналистике – это очень правильное и нужное решение (студент познает основы всех четырех видов СМИ, а после 2 курса определяется с тем, какое ему ближе) – это прекрасно мобилизует и открывает студенту те грани его личности, о которых он, возможно, не знал, но может себя прекрасно реализовать в них.
Ж: Можешь ли ты выделить плюсы и минусы учебной программы?
Алексей: Из минусов программы: большая загруженность на первых семестрах (первокурсник еще не совсем понимает, что происходит, не успевает влиться в работу, а его уже загружают работой, не всегда подвластной даже выпускнику), а также большое количество непрофильных дисциплин, такие как БЖД, физическая культура, двигательная рекреации и туризм и другие – они, конечно, полезны для общего развития, но не в таком количестве, в котором они представлены в программе.
Из плюсов программы: преподают на факультете не только преподаватели-теоретики, но и практики. Они сталкиваются с вызовами своей работы ежедневно и передают этот опыт своим студентам, что также делает обучение в университете максимально приближенным к жизни журналиста. К тому же, я считаю правильным отправлять студентов каждое лето на практику – там студенты могут не только на практике применить полученные знания за год, но и проявить себя перед, возможно, его будущим работодателем.
Ж: Легко ли было найти работу по специальности? На что обращали внимание при приеме на работу (диплом, личностные качества, опыт)?
Алексей: Если честно, я не искал работу – работа сама нашла меня. Поскольку диплома у меня на момент трудоустройства еще не было, на него внимания не обращали, а вот предложили мне работу как раз за мои личностные качества – трудолюбие, внимательность и ответственность). Опыта на момент трудоустройства у меня также не было.
Ж: Свобода слова – необходимое условие для профессиональной деятельности журналиста. Как ты считаешь, хватает ли этой «свободы» современному журналисту в России?
Алексей: Свобода слова для журналиста сейчас – это словосочетание, вызывающее боль и слёзы. Тем, кто работают в редакциях штатными корреспондентами, ежедневно приходится подгонять себя под условия, диктующие государством и правительством – приходится проверять каждое слово на момент «не сказать бы чего лишнего». Наверное, появление цензуры – это естественное явление для такой страны, как наша, где с помощью государственных СМИ власть пытается регулировать общественные процессы, контролируют общественные возмущения и так далее, однако, с ней Журналистика становится не такой, какая она есть «в природе», а такой, какой ее хотят видеть люди с должностями. Это, конечно же, не есть хорошо.
Ж: Сталкивался ли ты с проблемами ограничения свободы слова на собственном опыте (во время обучения, практики, на работе)?
Алексей: Да, сталкивался, ни раз. В основном это было во время практики в государственной телекомпании, когда о многих вещах нельзя было говорить и редактор изначально давал техническое задание с нужной формулировкой (как сказал и о чем рассказать). Куда деваться – приходится подчиняться, иначе не будет выпущено в эфир.
Ж: Видишь ли ты решение данной проблемы? Как начать говорить, не опасаясь за личную свободу?
Алексей: Я думаю, цензурные перемены в России могут случиться, но только не с действующим правительством. И более того – новая власть, скорее всего, также создаст лишь иллюзию свободы слова, но вскоре СМИ вновь перерастут в средство управления обществом. Это естественный процесс, как я уже говорил.
Ж: Огромное спасибо за интереснейшую беседу!