Перед вами материал, который основан на личном опыте. Эта статья для тех, кто нуждается в подработке, но не готов уделять этому всё свободное время.
Официант – одна из самых распространенных профессий среди студентов, уступающая лишь работе промоутером или в фастфуде. Эта специальность не подразумевает особых навыком и удобна свободным графиком.
Мне удалось пообщаться с представителем данной профессии и узнать, как же проходит день официанта, и какие есть лайфхаки в этой сфере.
Кристина Бекоева учится на первом курсе ЮУрГУ по направлению «Дизайн», несколько месяцев назад начала работать в сфере общественного питания, совмещая с учебой и хобби. Теперь она готова поделиться знаниями.
Привет! Расскажи, пожалуйста, немного о себе и о сфере, в которой сейчас работаешь.
– Из-за учебы я могла работать только в летние каникулы, но первый опыт я получила еще в 14 лет, обращалась совершенно к различным областям. К сожалению, мне удалось стать официантом только после совершеннолетия. Было трудно найти место, где бы могли взять на работу без опыта работы именно в общественном питании. Эти летом моя подруга устроилась в кофейню, куда позвала и меня. Там я работаю и по сей день. Не строила больших планов, так как оставалось мало времени до поступления в институт, хотела лишь заработать деньги. В дальнейшем атмосфера затянула меня.
Как же проходит твой обычный день в кафе? Какие важные пункты необходимо выполнять официантам?
– В нашем заведении смену открывает всего один человек, на которого ложится много ответственной работы. Один из самых важных этапов – привести в порядок униформу перед новым рабочим днем: надеваешь чистую белую футболку, чистишь обувь и фартук и, конечно, собираешь волосы, чтобы они ни в коем случае не попали в еду. Внешний вид официанта значит очень много, он может оттолкнуть или привлечь гостя, а также это влияет на репутацию кафе или ресторана – рассказывает Кристина. – Хочу заметить, мы каждое утро подходим к зеркалу и улыбаемся сами себе, настраиваясь на положительный лад.
Когда ты привел в порядок себя, необходимо настроить оборудование и подготовить зал. Больше всего меня пугает работа с кассой, всегда боюсь обнаружить недостачу, которую впоследствии будет необходимо устранить за счет собственных средств. В некоторых заведениях этим занимается администратор, так что не стоит пугаться. А поправить подушки, протереть столы и разложить салфетки совсем нетрудно. Включаем кофе-машину и открываем двери, встречая наших любимых гостей. Такая процедура происходит изо дня в день, но это лишь некий организационный момент.
Дальше все намного интересней. Ты никогда не знаешь, кто к тебе зайдет сегодня, и какими эмоции гости будут делиться. Это всегда риск. Настроение может упасть мгновенно, но здесь важный момент – в зале всегда нужно улыбаться и быть уверенным, несмотря на грусть внутри. Нередки случаи, когда гости настолько заряжают эмоциями, что потом весь день ходишь радостный.
Да, нужно следить за порядком в зале, все остальное в течение дня делается интуитивно и в зависимости от случая
Какие сложности ты испытывала по началу и остались ли они сейчас? Поделись, как ты успеваешь все совмещать?
— В начале я испугалась объема работы, но это было интересно. Нравилось, что я могу совмещать. Было время и на хобби, и на другие заработки. Трудности остались, так как позже началась учёба и весь мой день стал ограничиваться парами и обслуживанием. Стоит сказать, что работа официантом не только выматывает физически, но и морально. Я считаю, это даже тяжелее, чем сидеть в офисе. А ещё, когда ты учишься, то устаешь в несколько раз сильнее. Поэтому эмоциональное выгорание – верный друг в таком случае.
Да, такая специальность прекрасна, потому что есть возможность самому выстраивать график и приезжать на рабочее место только во второй половине дня, но нужно быть готовым к тому, что придется отказаться от воплощения собственных идей.
Интересные факты
- Официантам всегда интересно узнать немного личной информации о гостях. Иногда они находят
- их аккаунты в социальных сетях. Ведь на страничках заведений часто выкладываются фотографии. Это делается не для того, чтобы полюбопытствовать, а чтобы стать ближе к ним, найти общие темы для разговора. Сфере обслуживания не заканчивается принятием заказа.
- Работник чаще всего не показывает свою обиду на посетителя. Часто все эмоции выплескиваются в раздевалках или уже после смены.
- Если гость просит не приносить сдачу обратно и оставить ее на «чай», официант все равно обязан вернуть деньги. Забрать их он может лишь после ухода посетителя.
- В большинстве случаев обслуживающий персонал не пробуют блюда по основному меню. Поэтому если спросить, что вкуснее, скорее всего они ответят вам, исходя из отзывов других гостей.
Лайфхаки
- Ресторан – такое место, где поток гостей не совсем постоянный. В течение дня есть достаточно свободного времени, чтобы не только отдохнуть, но и разобраться с домашними заданиями. Иногда официанты – студенты в перерывах могут выполнять различные проекты. Для удобства можно брать с собой на работу ноутбук. Дедлайны не ждут!
- Если в университете дают творческое задание, всегда можешь попросить помощи у коллег, ведь коллектив официантов всегда очень большой, а люди в нем непохожие друг на друга.
- В любом кафе или ресторане предусмотрена еды для персонала. Поэтому вкусное питание официантам точно предусмотрено, а деньги тратятся намного медленнее
- Некоторые заведения не принимают на работу студентов, берут только на полный рабочий день. В таком случае можно попробовать договориться с администратором о свободном графике, либо просить заменять коллегу в первую половину дня. Чаще всего можно найти компромисс.
Фото взяты из личного архива героя
Автор: Полина Гирич