Студент факультета журналистики ЧелГУ рассказал о том, как начать фотографировать, с какими трудностями он сталкивается в профессиональной деятельности и как развиваться новичкам в этом деле.
— Что сподвигло тебя начать фотографировать?
— Скорее всего, к этому меня побудило отсутствие того, чем можно заняться в месте, где я жил. Также у меня было желание принести что-то прекрасное в этот мир. Занимаюсь фотографией уже около четырех-пяти лет и считаю это очень интересным занятием.
— У каждого фотографа свои источники вдохновения. Что мотивирует тебя больше всего? Откуда черпаешь идеи для съемок?
— Больше всего меня вдохновляют музыка и кино.
При прослушивании композиций всегда можно найти какую-то чувственную мысль. Ты улавливаешь ее, начинаешь обрисовывать определенную ситуацию и думать над тем, как ее можно реализовать.
В кино всегда можно найти образы. В фильмах мы видим множество однотипных сюжетов, которые сняты совершенно по-разному и передают все детали по-своему.
— Фотография приносит тебе достойный заработок или твой труд зачастую недооценивают? Как относишься к коммерческой фотографии?
— Пока я не пытаюсь зарабатывать на фотографии. Я снимаю так, чтобы это было интересно.
Если ты хочешь заниматься именно творческой фотографией, то она не должна приносить большой заработок, как мне кажется.
С коммерческой дела обстоят по-другому, но ей я, к сожалению, не занимаюсь.
— Поговорим о предпочтениях. Есть ли определенный вид съемки, который нравится тебе больше остальных?
— Это концертная фотография, так как она самая живая. Из всех видов репортажной съемки она наиболее привычная для меня.
Я ведь слушаю очень много музыки и пытаюсь из нее черпать вдохновение — это мне хорошо помогает. К тому же снимать музыкантов достаточно легко и приятно, потому что это люди, которые изначально умеют отдавать свои эмоции и не бояться их.
— Концертная съемка: насколько сложно ее провести в техническом плане?
— Все зависит от площадки, на которой проходит концерт, от техники, освещения. К примеру, в большом и дорогом зале мероприятие отснять легче.
Съемка на маленькой площадке требует определенной подготовки и специализированной техники.
Нужно также учитывать, с какой целью ты снимаешь концерт и избирать свой подход. К примеру, съемка со вспышкой добавляет «грязи» в фотографию.
— Многие фотографы говорят о том, что сталкиваются с негативом со стороны заказчиков. Актуальна ли для тебя эта проблема? Как ты справляешься с ней и обрабатываешь негатив?
— Чаще всего негатив возникает из-за недопонимания. Бывают ситуации, когда заказчик попросту не знает, чего он хочет и после съемки может выясниться, что вы с ним думали о разных вещах.
Но в основном это связано с обработкой фото, а не с самой съемкой. В таком случае я просто меняю ее — это не занимает много времени.
— Расскажи забавную или треш-историю со съемок.
— Недавно меня выгнали из фотопита на концерте со словами: «Ты что здесь делаешь? Тебе нечего тут делать». Это произошло из-за того, что организатор и команда артиста не договорились. Естественно, после этого я просто ушел с концерта и отправил фотографии, которые успел заснять за две-три песни.
Иногда на концертах я люблю поснимать на сверхширокоугольный объектив, сидя прямо в толпе на корточках. Когда я снимал группу «Пасош» таким образом, один из присутствующих попал ногой прямо в объектив. Было больно, объектив наполовину сломался.
— Как ты считаешь, нужно ли учиться на фотографа, проходить курсы или каждый может купить фотоаппарат, почитать гайды в интернете, начать фотографировать и развиваться в этой сфере?
— Тут все зависит от того, насколько и как ты хочешь развиваться. Начать ты можешь без гайдов и обучений, тебе надо будет разобраться только с технической частью. Здесь нужно понимать, что за что отвечает и как работает.
Потом ты будешь какое-то время снимать однотипные портреты. Затем придет осознание того, как располагать кадр, делать его глубоким, контрастным, не плоским. Появляется понимание, как можно интересно завлекать зрителя и как сделать так, чтобы картинка была объемной.
Ну а дальше нужно как можно больше смотреть кино, читать журналы, изучать разные виды съемок и общаться с теми, кто с тобой на одной волне.
Если будут проблемы, тогда, конечно, стоит взять обучение у профессионала. Но это не всегда целесообразно, на мой взгляд. Фотограф – это тот человек, который может научиться всему, ничего не зная даже о технической части.
— Сейчас каждый второй может смело назвать себя фотографом, насколько сложно развиваться в такой конкурентной среде?
— Фотографом может назвать себя действительно чуть ли не каждый. Но с этим я никогда не спорю, так как порог введения в «обычную» фотографию достаточно низкий. У каждого есть телефон, и каждый может просто взять и снимать. Главное, чтобы человек развивался и пытался переиначить то, что он видит. То есть важно показать немного другую стезю, как фотохудожник (не люблю это слово, но сейчас оно отражает суть сказанного лучше всего!).
— От какой съемки ты точно откажешься?
— Я бы точно отказался от съемки детских утренников, так как не люблю снимать детей. Я еще, наверное, не дорос до этого, потому что для меня снимать детей очень сложно и страшно.
— Какие планы на ближайшие будущее? Есть желание развиваться в этой сфере?
— Как таковых планов нет, хочется просто как можно больше снимать. Мне нравится фотография, я горю этим, поэтому, конечно же, хочу развиваться в этой сфере!
— Кого из знаменитостей мечтаешь сфотографировать? Или, быть может, есть определенная локация, где ты бы хотел провести свою «идеальную съемку»?
— Честно говоря, такой мечты у меня нет.
Я бы хотел побывать на одном из европейских фестивалей и поснимать там. Или попасть на какой-нибудь концерт в Лондоне или где-нибудь заграницей. На данный момент у меня нет цели и желания снимать кого-то определенного.