После сообщения Илона Маска о наличии у него синдрома Аспергера интерес к расстройству сильно вырос. Однако с повышением популярности синдрома появились заблуждения о нем.
Синдром Аспергера – нарушение психического развития. Оно является аутистическим расстройством. От аутизма его отличает то, что при Аспергере нет снижения интеллекта, понижения речевых возможностей и других когнитивных функций.
Синдром был открыт еще в 1944 году. У Австрийского психолога и психиатра Ганса Аспергера в детстве были обнаружены симптомы этого синдрома, а за время своей медицинской практики он описал четырех детей со схожими симптомами — нарушением социализации и навыков общения без симптомов интеллектуальных и речевых расстройств. В 1988 году на симптоматику обратили внимание. Английский психиатр Лорна Винг воспитывала дочь, страдающую аутизмом. Тогда женщина и заметила недостаток советов и правил по воспитанию и поведению с таким ребенком для родителей. Она стала первая исследовать эту тему. Благодаря ей, помимо аутизма, были открыты «расстройства аутистического спектра». Лорна изучила работу психиатра, термин «Синдром Аспергера» включили в Международную классификацию болезней.
У взрослых и детей с Синдромом Аспергера наблюдаются два этих симптома:
Проблемы с социализацией
Люди с синдромом Аспергера общаются специфичным образом и не нуждаются в постоянном контакте с людьми.
Конкретика. Человек прямо доносит свои мысли до собеседника, не тратя времени на речевые реверансы. При разговоре он не поддерживает зрительного контакта и не сопровождает свою речь жестикуляцией или излишком эмоций. Недостаток эмпатии в общении делает человека с Аспергером холодным и незаинтересованным, у него не возникает желания разделить с вами эмоции, просто принимая сказанный факт к сведению. Эти особенности общения воспринимаются в обществе как грубость и отсутствие норм этики, из-за чего и возникают проблемы с социализацией. Речь Аспергеров отличает монотонность и медлительность. Хотя она наполнена большим словарным запасом, образность речи им недоступна. Они не способны понять смысл пословиц или поговорок, не понимают юмора и иронии, часто не могут применить одно правило к разным ситуациям.
Однако люди с синдромом редко страдают от этого – спокойно переносят социальную изоляцию и не жаждут постоянного контакта с обществом. Они считают свое поведение нормой.
Трудности в общении у Аспергеров можно охарактеризовать так:
- неспособность анализировать поведение людей;
- невозможность понять их эмоции и чувства;
- сложности в определении чужих намерений;
- трудности в понимании правил общения;
- невозможность предсказать, как их поведение отразится на других людях;
- не могут отличить правду от лжи.
К сильным чертам Аспергеров относятся:
- независимость от мнения окружающих;
- логика мышления; высокая концентрация внимания;
- высокие знания в интересующей области;
- высокий уровень интеллекта; красноречие;
- честность.
Нервный срыв или истерика называются мелтдауном. В этом состоянии человек с синдромом Аспергера теряет самообладание и способность здраво мыслить. Он становится агрессивным, а его поведение – непредсказуемым. Причиной мелтдаунов является воздействие чрезмерного уровня стресса, с которым человек не может справиться. Нервные срывы связаны с гиперчувствительностью Аспергера.
Спровоцировать такое обострение могут следующие факторы:
- резкая смена планов;
- завышенные ожидания;
- чрезмерная социальная вовлеченность.
Во время срыва Аспергера ни в коем случае нельзя трогать или пытаться привести в чувства, так как человек может нанести серьезный вред окружающим или себе. В таком случае стоит оставить его в покое и подождать, пока истерика начнет угасать, и только тогда попытаться поговорить с ним. Также не стоит оставлять Аспергера в таком состоянии одного, нужно проследить, чтобы он не навредил себе.
Узконаправленные занятия и интересы
Люди с синдромом Аспергера концентрируются на одном своем увлечении и не рассеивают внимание по разным областям интересов. Благодаря своей особенности они с большей вероятностью добиваются успехов. Аспергеры педантичны и уделяют много внимания мелочам, каждая их вещь находится строго на своем месте. Они всегда планируют свое время. В физическом плане их отличает некоторая неуклюжесть.
Английская студенка Мария увлекалась языками: в совершенстве владела немецким и английским, свободно говорила на французском и итальянском языках. Когда она решила изучить еще и хинди, учитель отнесся к ней скептически. Члены группы уже выучили всю грамматику и учились читать, когда ее знания были на нуле. Но через несколько недель она намного опередила своих одноклассников, так как проводила дни и ночи, изучая язык.
Из-за этого синдром оброс ярлыками о неполноценности жизни человека или напротив, о его гениальности и сходством с синдромом Саванта – редким отклонением в развитии, при котором человек владеет выдающимися способностями в одной или нескольких областях.
На самом деле люди с синдромом Аспергера ничем не отличаются от других, а их расстройство становится лишь приятным бонусом к самореализации, так как они любят учиться и овладевать новыми навыками.
В большинстве случаев страх о неполноценности идет от родителей, которые плохо разбираются в недуге своего ребенка, а также из-за травли окружающих, которые не разобрались в природе явления. Возвышенные ожидания, на фоне раннего развития интеллекта, плохо сказываются на состоянии ребенка, от чего появляется неуверенности в своих силах. Результатом такого отношения является сознательное отстранение ребенка от общественной жизни. Если говорить об особенностях социализации – то они легко сглаживаются в процессе воспитания и обучения. Для детей и взрослых есть специализированные тренировки коммуникативных навыков, выстраивания стратегий поведения, проявления эмпатии, речевого и невербального этикета.
Синдром Аспергера не лечится, но его симптомы можно облегчить благодаря ранее сказанным тренировкам. Обучение всегда нужно начинать с раннего детства, так как в более взрослом возрасте мозгу сложнее перестроиться.
Попытки назначить таким детям нейролептики и другие психотропные препараты – действительно наносят вред. Все это может задерживать развитие мозга и подавлять эмоциональную сферу. Поэтому при отсутствии острых тревожных симптомов прибегать к медикаментозному лечению бессмысленно и очень опасно.
В заключение хочется сказать, что люди с синдромом Аспергера способны удивить. Да, в них сочетаются как хорошие, так и плохие социальные качества. Аспергеры прекрасно умеют дискутировать и доказывать свою точку зрения, а также они без проблем помогут советом. Отсутствие у них навыков эмпатии или низкая эмоциональность не делают их плохими людьми.
Ксения Москвичева
Фото взяты из сети Интернет