Количество черно-белых кинокартин в последнее время значительно увеличилось. Когда разговор заходит о черно-белом кино, одни люди считают, что такие фильмы – это стильно. Другие – что черно-белые кинокартины несовременны и их место в артхаусе. В этой статье мы хотели бы выяснить, какую роль играют черно-белые фильмы в современном кинематографе и актуальны ли они.
Изначально кинематограф существовал в черно-белом варианте и длительное время люди шли к открытию цветного кино. Однако после появления первых цветных фильмов мода не черно-белую палитру не прошла, а стала незыблемой классикой. Существует заблуждение: «если фильм монохромный, то он старый». На самом деле, это не так. Однажды я сама столкнулась с подобным заблуждением.
Мой любимый фильм «В джазе только девушки» снят в черно-белом варианте. Некоторое время я считала, что кинокартина так выглядит из-за того, что технология цветного кино была еще не настолько хорошо развита. Однако недавно я узнала, что «В даже только девушки» монохромный по причине того, что женские образы не смотрелись на главных героях в цвете: косметика не ложилась, а тон кожи отдавал зеленым. Черно-белая палитра помогла справиться с этой проблемой. Я осознала, что черно-белая палитра – это не просто эстетично и атмосферно, но также она может быть хорошим инструментом в кинематографе.
Vox отметил бум черно-белых кинопродуктов в 2020-е. В наши дни режиссеры до сих пор порой предпочитают лишать кинокартины красок и на это есть свои причины. Например, прием может использоваться для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя на событиях, а не на цветах и деталях. Иногда в кино встречаются и черно-белая, и цветная съемки. Чаще всего таким способом режиссер выстраивает временные границы: черно-белое – прошлое, цветное – настоящее. Например, в качестве художественного приема в «Оппенгеймере» используется смена кадров на черно-белые, таким образом происходит погружение в прошлое и показ архивных кадров, благодаря чему все происходящее на экране лучше воспринимается зрителем.
Чтобы узнать, считаются ли монохромные фильмы стильными или антитрендом, предлагаем узнать мнение студентов факультета журналистики о черно-белых кинокартинах.
Анна Синькова, студентка второго курса направления «Журналистика»:
– Поскольку на журфаке есть дисциплина «История и кино», которую ведет Светлана Александровна Панюкова, то нам задают смотреть и черно-белые фильмы. Мне кажется, что в современных реалиях такие кинокартины отличаются от привычных, но если сюжет интересный и хороший актерский состав, то почему бы не посмотреть. Черно-белое кино безусловно имеет свой стиль, поскольку меняет восприятие событий для зрителя. В особенности заостряет наше внимание на ключевых деталях кадра, а также своей атмосферой переносит в прошлое, когда только начиналось зарождение кинематографа. Я считаю, что будущее есть у любого кино, в том числе и у черно-белого. Главное, как его представят аудитории.
Виктория Климанова, студентка первого курса направления «Журналистика»:
— В черно-белых фильмах есть своя эстетика: они имеют особый стиль, поэтому иногда я смотрю подобные картины. Думаю, что монохромные фильмы нужны, так как существует круг людей, который любят подобные кинопроекты. Однако я считаю, что черно-белое кино со временем исчезнет с экранов телевизоров и кинотеатров, поскольку предпочтение таким фильмам отдают люди старшего поколения. Вряд ли у подобного формата кино будет будущее, так как современное поколение привыкло смотреть цветные фильмы.
Екатерина Григорьева, студентка первого курса направления «Медиакоммуникации»:
— Не могу сказать, что я большой фанат черно-белых фильмов, но все же есть работы, которые я люблю время от времени пересматривать. Например, «В джазе только девушки» – музыкальную комедию с участием Мерлин Монро. Прошло уже много лет с первого просмотра фильма, а он все не перестает мне нравиться. Идея, динамика, актеры, шутки, сюжет, музыкальная составляющая – все это находит отклик в моем сердце.
Современного зрителя привлекают фильмы с яркой картинкой и качественной графикой. Но я все равно считаю, что черно-белое кино не должно умирать. Монохром усиливает визуальное повествование, заостряя внимание зрителей на ключевых деталях кадра. Также черно-белая гамма – простейший способ передать атмосферу пессимизма, разочарования, беспокойства. Такие фильмы служат неким местом отдыха от порой излишне яркой картинки современных проектов. Только вот жанры в такую гамму впишутся отнюдь не все. Например, фэнтези: магия должна быть яркой, красочной и погружать нас в новый мир, что никак не сочетается с монохромным изображением. Однако черно-белые фильмы имеют свой особый стиль: здесь есть место гармонии музыки и картинки, зритель не отвлекается от сюжета и реплик актеров.
Как бы нам не хотелось сохранить старую-добрую классику, времена идут, меняются поколения и интересы. Если взглянуть на новейшие работы различных киностудий, мы убедимся в том, что современный зритель нуждается в яркой картинке. Да, некоторые смелые режиссеры еще выпускают черно-белые проекты, но пользуются ли они популярностью? Более того, современность в таком исполнении резко отличается от того, что можно увидеть в картинах 60-х годов. Мало кому такое придется по вкусу.
Ксения Кудряшова, студентка первого курса направления «Реклама и связи с общественностью»:
– Честно, я практически не смотрю черно-белое кино. Мне больше нравятся фильмы, снимающиеся сейчас. Но, думаю, что монохромные картины по сюжету ничем не уступают цветному кинематографу. Я знаю, что некоторые студии выпускают черно-белые версии фильмов. Например, режиссер «Паразитов» считает, что его монохромная версия фильма лучше иллюстрирует контраст между богатыми и бедными героями, то есть ключевую тему картины. Монохромные версии фильмов помогают лучше углубиться в детали и задумку картины. Возможно, замысел произведения откроется с новой стороны. Черно-белые фильмы обладают своим стилем. Есть множество проектов, которые не перестанут быть шедеврами только из-за отсутствия цвета. Сейчас, конечно, более популярны цветные фильмы. Но современные режиссеры по-прежнему снимают в черно-белых тонах, однако теперь это обусловлено не экономией или техническими сложностями, а художественным посылом, который автор закладывает в свое произведение.
Черно-белое кино в наши дни можно считать скорее исключением и авторским решением, чем частой практикой. Однако одно известно точно – у монохромных фильмов много любителей. Такие проекты интересны тем, что они могут влиять на зрителя: порой возникает ощущение тоски и пустоты, порой мы просто, сами того не замечая, погружаемся в прошлое героя, сочувствуем и сопереживаем. Также с помощью черно-белой палитры можно решить определенные режиссерские задачи, исправить недостатки цветной съемки. Это не просто эстетично для зрителя, но и удобно для кинорежиссера.
Источники изображения: сайт ekabu.ru, личный архив героев