Когда ребенок начинает открыто проявлять неприемлемое поведение и нарушать общепринятые нормы, заботливым взрослым необходимо незамедлительно выявить главную причину такого неблагоприятного поведения и адаптировать воспитательный процесс соответствующим образом. Девиантное поведение – разрушительная и неадекватная реакция, где приоритетом являются эгоистические цели, а действия выражают пренебрежение к окружающим людям.
Дарья Стыцина – студентка ЧелГУ, будущий педагог-психолог девиантного поведения. С ней мы поговорим о детях с особенным поведением, их социализации и значении психолога-педагога в воспитании.
– Почему вы выбрали работу с детьми девиантного поведения?
– Не буду говорить пафосными фразами. В глубине души все мы – эгоисты. Я поняла, что никогда не останусь без работы: ведь девиация, как и норма, понятия динамичные и непрекращающиеся. Более того, я осознала, что хочу и могу помогать таким детям. Мне кажется, девиантные дети как никто другой нуждаются в поддержке, понимании и наставничестве. Работа с ними не бывает однотипной. Каждый день открывает новые случаи, а значит, и новые возможности, опыт и шансы для их последующей адаптации. Также хочется заметить, что работа с такими детьми происходит исключительно с позиции индивидуального подхода к каждому ребенку, что само по себе интересно.
– В чем плюсы и минусы работы с детьми девиантного поведения?
– Из плюсов могу отметить следующее: во-первых, это сама возможность помогать таким детям. Во-вторых, это понимание значимости твоей профессии со стороны общества. Если говорить о минусах, то это большое эмоциональное напряжение и следующее за ним эмоциональное выгорание. В работе с особенными детьми нужна полноценная отдача себя и высокая стрессоустойчивость.
– Насколько важна ваша работа в общественной среде?
– Я думаю, что моя будущая профессия крайне важна. Она содействует снижению преступности в обществе.
– Что вы цените больше всего в работе со своими подопечными?
– Наши взаимоотношения. Доверительный контакт с такими ребятами построить тяжело, нужно прикладывать много усилий. Поэтому, когда это получается, ты ценишь ваши отношения больше всего. Любую ситуацию можно пересмотреть, сделать выводы и идти дальше. Главное – правильно подбирать методы и не забывать о принципах девиантологии, в основе которых и лежит доверие.
– Возможно ли полностью адаптировать особенных детей под реалии общества?
– Тут важно понимать, о каких особенностях детей мы говорим. Хотя при любой девиации ответ будет положительным. Просто у детей с органическими поражениями адаптация проходит гораздо тяжелее, чем у того же ребенка из неблагополучной семьи.
– Расскажите о своем опыте работы с детьми девиантного поведения?
– Мой первый опыт работы с детьми-девиантами состоялся гораздо раньше, чем я выбрала эту специальность. Мы с ребятами проводили мероприятие в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Рассказать подробности не могу, так как это является конфиденциальной информацией. Если говорить в общих чертах, могу выделить пару особенностей, которые меня удивили на тот момент. Во-первых, это дисгармония между биологическим и психологическим возрастом. Во-вторых, у детей в том учреждении был повышен спрос на узнавание нового со слов руководителя. То есть, если ребенку станет что-то интересно, он не пойдет и узнает это сам. Он будет ждать, когда ему это все расскажут. Особенно такие дети любят мультимедийные истории обучающего характера.
– Какими качествами должен обладать психолог, работающий с девиантными детьми?
– Качеств много, но в основном они связаны с эмпатией. Например, понимание и сочувствие. Также важны стрессоустойчивость и выдержка. Все остальные качества приходят с практикой и обучением. Например, умение вычленять объективное мнение из двух субъективных. Я бы даже назвала это навыком, нежели качеством.
– Можете ли вы рассказать какую-то интересную или мотивирующую историю из вашей практики?
– Мотивирующую навряд ли. Я только учусь этой специальности. А вот интересных историй много. Например, был случай, когда мы ходили с очередным мероприятием и одна из девочек отвечала на каждый заданный вопрос: «Мы тут адекватные! Мы нормальные!». Когда мы включили музыку, другая девочка испугалась и металась из стороны в сторону, так как боялась, но хотела танцевать.
Источник иллюстрации: «Вечерняя Москва», архив героя