5 декабря студенты факультета журналистики Челябинского государственного университета побывали на пресс-конференции с российскими космонавтами: Дмитрием Александровичем Петелиным, Сергеем Валерьевичем Прокопьевым и Андреем Валерьевичем Федяевым. О том, как это было, в нашем репортаже.
Пятиминутная готовность. Пресс-конференция еще не началась, но все гости уже прислушиваются к шагам на лестнице, настраивают камеры, готовят вопросы. До слуха доносятся обрывки фраз: «Ты баланс белого выставил?», «Вы берете звук Дмитрия, мы берем три остальных…». Взгляд падает на стол впереди. На нем стоят три комплекта бутылок с водой, по форме они даже напоминают ракеты, на самом краешке расположилась миниатюрная фигурка космического спутника. Над столом – люстра, напоминающая чем-то кольцо Сатурна. Но без главных героев встречи все выглядит незаполненно, пусто и одиноко, как в космосе.
Отворачиваюсь, чтобы посмотреть в окно. Там все покрыто снегом, даже гроздья красной рябины присыпаны белой шапкой. Спустя мгновение в конференц-зал уверенно входят трое мужчин в костюмах цвета неба. Двое из них почти синхронно садятся. В каждом видна спортивная подготовка.
Модератор, Анна Минибаева, объявляет, что организаторами встречи стали компания «Слово» и медиа-группа «Наш Челябинск». Представляет аудитории гостей – действующих космонавтов, которые большую часть своей жизни провели вдалеке от родной планеты. Сергей Валерьевич Прокопьев, летчик-космонавт РФ, Герой России, дважды побывал в космосе. В первый раз в 2018 году. Длительность его полета составила 196 дней, второй раз в 2022 году – 371 сутки. На Землю Сергей Валерьевич вернулся совсем недавно, 27 сентября. Дмитрий Александрович Петелин, космонавт-испытатель, вместе с Сергеем Прокопьевым провел на орбите Земли более одного года, учился в Южно-Уральском государственном университете по направлению «Самолетостроение и вертолетостроение». Космонавт-испытатель Андрей Валерьевич Федяев вторым из россиян совершил полет на американском космическом корабле SpaceX Crew-6. Тут Андрей Валерьевич дополняет: «Я бы сказал, первый мужчина! До этого летала девушка». На МКС космонавт провел полгода, со 2 марта по 4 сентября 2023 года. Все трое космонавтов наши земляки, уральцы.
Встреча прошла в формате «вопрос-ответ». Вопросов было и вправду много! Космонавты рассказывали о питании в космосе, о первых ощущениях от полетов, о длительных подготовках… Затронули даже технические аспекты приземления. С каждым новым ответом пространство вокруг будто наполнялось звездами, планетами, невесомостью…
Вопросы из зала:
Вы все уже не в первый раз в Челябинске. Какие эмоции наш город у вас вызывает?
С.В. Прокопьев:
– Челябинск – один из городов, который я посещал в детстве не раз. Когда мне было 13-14 лет, мы с отцом на самолете пролетали все время над этим городом, рассматривая озера, прекрасные виды. Челябинская область мне очень нравится своей природой. Много слышал про подводную рыбалку здесь, ведь сам подводный рыбак. Для меня Челябинск – это в каком-то смысле город детства.
Д.А. Петелин:
– В Челябинске я учился шесть лет, мне здесь многое знакомо. Побывать здесь снова очень приятно, тут много близких. Город уже родной сердцу.
А.В. Федяев:
– Со мной все проще, я был здесь только один раз, в 2021 году, в командировке. Могу сказать, что больше чем за 20 лет в Челябинске много что изменилось в лучшую сторону. Интересная история – у нас международный экипаж, и мы научили нашего иностранного коллегу такой поговорке: «Нас мало, но мы с Урала!».
Как можно год находиться в замкнутом пространстве? Нам понять это тяжело.
С.В. Прокопьев:
– Это можно сравнить с экипажем подводных лодок, – космонавты улыбаются. – Психологи за нами следят. Начиная с отбора космонавтов они уже, можно сказать, «фильтруют» людей. Например, холериков обычно не берут в космонавты, или тех, кто может как-то неадекватно себя повести. В течение подготовки смотрят психотипы, разрабатывают возможные варианты экипажа и формируют состав уже по совместимости характеров людей.
А.В. Федяев:
– Для удобства космонавтов также разрабатывают определенный дизайн, чтобы они чувствовали себя хоть как-то в домашних условиях. Делают очень простую вещь: пол создают более темного цвета, стены чуть посветлее, а самым светлым – потолок. Чтобы было ощущение того, что это хоть какая-то комната, и можно было «привязаться» к полу. Это вот такие основы дизайна с точки зрения психологии, чтобы космонавту было удобнее жить и ориентироваться в пространстве.
Д.А. Петелин:
– Это действительно имеет смысл, потому что у американцев такого нет. У них все белое. И из-за этого, когда влетаешь, долго не понимаешь, в каком положении оказался.
Что вам на МКС обычно напоминает о доме?
С.В. Прокопьев:
– Ограничение вещей по весу, которые может взять космонавт с собой – один килограмм. В основном с собой везем фотографии семьи, друзей, индикатор невесомости – у меня была игрушка-чебурашка, как раз вышел одноименный фильм в то время. Вещи, которые напоминают о доме, семье, друзьях. У меня с собой даже была статуэтка «Европа-Азия», как напоминание об Урале.
Расскажите о том, когда испытали чувство невесомости впервые.
Все вместе, дополняя друг друга:
– Впервые мы испытываем невесомость в процессе долгих тренировок. Создается она порядка 20 секунд. Наверное, все, кто летал на самолетах, знают, что такое воздушная яма. Первые ощущения невесомости примерно такие же. Потом уже начинаешь летать сам, перемещать грузы. В первые дни ощущения, конечно, как будто ты во сне. На станции, в совершенно невообразимом месте где-то.
По чему больше всего скучаете в космосе?
С.В. Прокопьев:
– Больше всего скучаешь по семье. Даже полгода – это длительная разлука. Но сейчас хорошо, у нас есть возможность звонить, есть мобильные телефоны.
Д.А. Петелин:
– Из физического – это гигиенические процедуры, процесс умывания. Он получается одним из неприятных: обтираемся влажными полотенцами. Очень мечтаем по возвращении принять душ, чтобы вода стекала, лилась. Или просто полежать в ванне, погреться хорошо.
А.В. Федяев:
– Полежать в кровати… Первый месяц жутко хочется просто сесть или лечь, почувствовать опору на спину. Очень тяжело в этом плане засыпать.
При подготовке к полету вам выдается специальный набор питания. Есть ли у вас возможность взять с собой что-то самое любимое, или это какой-то определенный рацион?
Д.А. Петелин:
– У нас проходит дегустация перед полетом, выбираем наши предпочтения… Именно так я думал перед своей первой космической экспедицией, – все начинают смеяться. – На самом деле нам поставляют вполне себе стандартный рацион, который разработан специалистами с точки зрения калорий, витаминов… А то, что выбираем мы, это несколько маленьких контейнеров. Раз в 16 дней у нас происходит смена рациона. Получается, ты 16 дней ешь, а потом все это заново меняется.
С.В. Прокофьев:
– Иногда еще можем поменяться с американскими коллегами едой. Они тоже русские блюда уважают. Ну и для разнообразия. Потому что какой бы вкусной ни была еда, но когда уже третий месяц пошел, то уже даже вкусное начинает надоедать. Хочется каких-нибудь пельменей с майонезом, – смеется космонавт.
•••
Встреча подходит к концу. Длилась она чуть больше часа, но за такими удивительными рассказами время пролетает незаметно. Как космонавтам не верилось и казалось когда-то сном, что они находятся в настоящем космосе, так и аудитории сегодня было удивительно, что перед ними сидят люди, которые побывали за орбитой Земли.
В конце встречи все получили фотографию космонавтов на космическом корабле, на которой каждый из них оставил свой автограф. Подходя за ним к этим улыбающимся, полным оптимизма людям, чувствуешь ту особенную атмосферу космического пространства, которая их окружает. И кажется, что ничего невозможного в этом мире нет.
Анна Котельникова
Фото: Игорь Осипенко, Екатерина Распопова, Надежда Тютикова