В прошлом месяце для сдачи экзамена по ОТЖиМК нужно было выбрать фильм, проанализировать его и сделать небольшой доклад. Моя сестра порекомендовала мне пару работ, среди которых была «Песнь моря». Сестра любит языческую культуру (песни, рисунки, легенды), и проекты Томма Мура – прямое попадание в сердце. Я решила довериться вкусам своей сестры и посмотреть «Песнь моря», потому что не имею ничего против фольклора. Я надеялась найти в работе что-то интересное и уникальное для себя. Но на экзамен я всё же пришла с другим фильмом.

«Песнь моря» – двухмерный мультфильм, вышедший в 2014 под режиссурой ранее упомянутого ирландского художника и сценариста Томма Мура. История рассказывает о любви человека и волшебного существа – смотрителя маяка (Конор) и шелки (Бронах). Шелки – морской народ; тюлени, способные сбрасывать свою шкуру и обращаться в людей, выходя на берег. У Конора и Бронах родился сын (человек), которого назвали Беном. Мама делилась с ребенком историями о волшебных существах и песнями – для мальчика ее слова являются настоящим сокровищем. Однако в одну из уютных ночей Бронах уходит в море, потому что ее время пребывания в форме человека заканчивалось и ей нужно было спасти второго ребенка вовремя.

Родилась девочка (наполовину человек, наполовину шелки), которая получила имя Сирша. Когда Бен впервые увидел сестру, то сразу подумал, что именно она виновата в уходе мамы из дома, и невзлюбил. На протяжении фильма мальчик демонстрирует свое пренебрежение и обиду: о маме и ее историях он предпочитает рассказывать собаке, хотя Сирше, которая никогда не видела Бронах, эта информация была бы нужнее. Один раз девочка (6 лет) увидела тюленей и пошла за ними в море, словно те звали ее. Брат (10–12 лет) же, не умея и боясь плавать, отнекивался от спасения сестры, но поводок, который соединял его с собакой, невольно потянул мальчика в море. Хотя Сирша могла спокойно ходит по дну, брат постарался изо всех сил изобразить свое отчаяние («Она чуть не убила меня!»), чтобы сплавить девочку под присмотр отца.
В ходе истории Бен узнает детали прошлого благодаря помощи магического существа и постепенно меняет свое отношение к сестре. Конец знаменуется воссоединением семьи и одновременно ее расставанием: Бронах приходит, чтобы забрать дочь, ведь время Сирши в форме человека тоже заканчивается (в этот день связь двух миров слабая, потому что волшебные существа могут уйти из мира людей в свой сказочный), но девочка решает остаться с отцом и братом, чтобы не стать для них трагедией, как это было с мамой.

При первом просмотре мультфильм не вызвал у меня положительных эмоций: особенно меня раздражала Сирша.
– Почему эта девочка не научилась говорить к шести годам? Она лентяйка? Почему в конце ее пение звучит так хорошо, словно все это время она просто скрывала свой голос?
– Почему ее не смущает плохое отношение со стороны брата? Неужели она верит в доброту Бена больше, чем в его обиду на нее? Откуда ей знать о противоречивой натуре человека? Для 6-летнего ребенка она слишком проницательна.
– Почему она так медленно двигается и часто сворачивает с пути, хотя преследует с братом одну цель (вернуться домой на маяк)? Если она хорошо относится к брату, то почему просто не объяснит ему свои поступки?
Просмотр фильма превратился в поиск эпизодов, в которых можно было найти новый повод для укора Сирши. Я перестала наслаждаться сказочными фонами, анимацией ветра, воды и птиц, игрой на ракушке, кельтской музыкой и… колыбельной Бронах, которую Сирша повторяет в финале истории, чтобы помочь волшебным существам вернуться домой.
Посыл мультфильма показался мне скучным: что-то о важности семьи и о том, что эгоистом быть плохо – в нем нет ничего интересного, кроме красивой обертки.
Я хотела забыть о «Песне моря» как о несчастном случае, но на меня то и дело накатывало чувство вины, будто я отношусь к работе слишком строго. В конце концов, я узнала о мультфильме, когда сестра слушала песню Бронах без наушников, выполняя домашнее задание по математике…

Я решила пересмотреть мультфильм, дав себе слово не обращать внимание на то, что уже было замечено мною ранее. Я поняла, что Сирша не заговорила к шести годам, потому что брат всегда просит ее уйти или молчать, а отец сам по себе немногословен и слишком поглощен горем, чтобы следить за отношениями между братом и сестрой. Сирша не противиться Бену и даже помогает ему (эпизод в святилище, где девочка приносит мальчику щавель и возвращает ракушку), потому что Конор все же проявлял к ней доброту ранее (эпизод с днем рождения девочки), а значит брат, как часть папы, не может не быть плохим. Сирша двигается медленнее Бена, потому что ей приходиться тратить время на концентрацию для игры на ракушке, также ее разница с братом в возрасте и постепенное старение не позволяет ей бегать быстрее. Сирша – часть мамы и волшебного мира, к которым привязались Бен и я.
«Песнь моря» – детский семейный мультфильм. В нем нет уникального авторского видения мира, захватывающего сюжета – нет того, чего бы не было оглашено к концу истории. Это просто дополненная сказка–легенда, целью которой является познакомить зрителя с культурой другой страны. Но, несмотря на простоту, в мультфильме чувствуется труд и душа создателя, начиная с самого факта рисованной от руки анимации и заканчивая обилием деталей, важных для понимания персонажей.
А ларчик просто открывался.
Источник иллюстрации: скриншоты мультипликационного фильма «Песнь моря»
Автор: Ольга Гайфуллина