История изучения Аркаима начинается с далекого 1971 года, когда группа археологов, под руководством Геннадия Борисовича Здановича обнаружили ранее неизвестное населенное укрепление. С тех пор и сей день на этом историческом пространстве разворачиваются множество экспедиций и исследований, направленных на реконструкцию и создание образа этого древнего поселения. Как раз недавно, в начале мая, завершилась одна из таких вылазок преподавателей факультета журналистики ЧелГУ. А благодаря собранным материалам, в марте этого же года, вышла книга про Аркаим. Какое понимание этого места складывается на данный момент?
Татьяна Сергеевна Малютина, кандидат исторических наук, археолог, сотрудник УНЦ проблем и природы человека ЧелГУ.
– Как был открыт Аркаим?
– Начнем с того, что изучать Аркаим начал Геннадий Борисович Зданович, который по приезде из Казахстана и открытия укрепленное население Синташта, создал археологические кружки. В их состав входят студенты, ученые и преподаватели. Все те, кому интересна археология. Именно эти люди на экспедиции 1971 года обнаружили Аркаим, который Зданович назвал и охарактеризовал. Именно Евгений Борисович на первых парах боролся с властями за то, чтобы это место не отдали под строительство водохранилища. И как мы видим, он смог это сделать, он смог отстоять культурную историю Аркаима. И на данный момент это место стало заметным явлением истории России и Южного Урала, на месте которого сейчас создан заповедник и активно ведутся исследования.
– О какой стороне жизни Аркаима рассказывает книга?
– Книга рассказывает об археологии – о комплексе Аркаима, об особенностях строения, быте людей, которые там проживали и как они там жили, по каким правилам. Комплекс построен в виде трех колец, в центре был площадь, а на внешней стороне имел оборонительную крепость высотой 8 метров, а вокруг ров глубиной 5-6 метров. Об Аркаиме можно почитать. Эти материале были расположены в книге, в двух томах: «Аркаим. Археология укрепленное поселений. Книга 1 жилище и жилое пространство.2020» и «Аркаим. Верификация и общественное пространство.2022г.»
– Как вы думаете почему Аркаим важен?
– На данный момент это один из тех укрепленных комплексов, которые хорошо сохранились по сей день. Поэтому это дает возможность узнать о быте и археологических особенностей предков. Аркаимцы освоили лошадь под колесницу (это одно из важнейших достижений). Также Аркаим входит в широкий круг индоевропейских культур, он вписал Россию в круг цивилизаций древнего мира, и это очень важно для нашей страны. Считается, что запад развивается на основе древних цивилизаций, в России с эпохи средневековья, это глупого, вс не так, просто мы не привыкли ценить свою культуру.
– С чем связана популярность Аркаима как исторического объекта?
– Сейчас генетика пытается найти прямые связи между разными народами, но пока не может из-за того, что слишком мало для этого данных. Но тем не менее есть сквозные линии. Изучено приблизительно 50 погребения, где были определены линии связи с индийскими барханами, иронцами, у многих народов европы имеются отклики традиции Аркаимцев. Также были найдены религиозные отклики в Древнем Риме, Древнем Иранец, у индийских народов. Из-ха того, что Аркаим захватывает многие народы, многим интересно узнать, что он в себе еще таит.
– Какая историческая ценность таиться в Аркаиме?
– Аркаимцы создали общество, которое стояло на пороге цивилизации. Они создали образ жизни, такую экономическую модель, которая позволяла им создать густонаселенное, урбанизированное пространство на юге Челябинской области. Другие памятники недостаточно исследованы, чтобы выявить уникальность Аркаима. Но можно с уверенностью сказать, что люди того времени создали достаточное комфортное общество, они верили и создавали. В их поселениях можно увидеть примитивные металлургические работы по выплавки золота, серебра и различных руд. Благодаря тому, что технологии выплавки начали разрабатываться тогда, я думаю, мы можем сказать им спасибо за то, что имеем сейчас.
– Какие традиции, культура и быт жителей Аркаима известна сейчас?
– Культура Аркаима это бесписьменна, мы можем увидеть какие-то традиции и сделать из них какие-то выводы. Были раскопаны жертвоприношения, где лошадь хоронят с колесницей в галопе. Можно предположить, что они верили, что они почитали лошадь и крупный рогатый скот. Отклики Аркаимцев видны у Древних Иранцев, у народов близким к узбекам.
Со стороны Татьяны Сергеевны мы видим безграничное культурное значение Аркаима, но в каком свете для участников экспедиции предстает это место?
– Какие итоги вы подвели в прошлом сезоне? Какие задачи на были поставлены на этот сезон?
– По итогам года мы провели следующие результаты: обработали базу собранных анкет, оцифровали ее и написали ряд научных статей, которые можно найти по названию гранта в системе eLIBRARY. Пока сложно говорить о каких-то значимых результатах, потому что исследование запланировано на три года, и сейчас мы продолжаем анкетирование. Мы его немного скорректировали, и теперь снова начинается сезон, и мы заново опрашиваем посетителей, авторов места, и знакомимся с их впечатлениями об Аркаиме и о причинах почему они сюда приезжают. На этот сезон были поставлены следующие задачи: завершить анкетирование посетителей и сотрудников Аркаима, выполнить план по написанию научных статьей.
Фото взято из личного архива героя
– Сталкиваетесь ли вы с какими-то мифами и мифами Аркаима?
– Конечно, я сталкивалась с мифами об Аркаиме. Потому что каждое место, наполнено своими сказаниями, легендами и прочим. Не удивительно, что ты можешь стоять на какой-то горе, например на горе Шаманка, последовательно общаться с людьми, и каждый из них будет рассказывать тебе свою историю, свое видение этого места. На Аркаиме есть спираль, и все будут рассказывать свою версию того, как эту спираль нужно проходить правильно, стоит ли поднимать руки, какие мысли нужно держать в голове, плохи или хорошие. Все очень вариативно, и люди сами придумывают легенды, распространяют их очень активно, по этому можно написать целую книгу, о всех мифах, которые находятся на Аркаиме. Многие люди искренне верят в какую-то мистическую силу, которым окутано это место и рассказывают об исполнении своих желаний и просьб.
– Какие, на ваш взгляд, на Аркаима? И с какими реалиями вы лично столкнулись?
– Мне кажется, Аркаим действительно наполненным какой-то энергией, но я бы не назвала ее энергией мистического толка, потому что ты ощущаешь скорее обилие. Ты приезжаешь на это место и видишь природный ландшафт, который очень нетипичен для жителей большого города. Ты привык к многоэтажкам, к тому, что каждый сантиметр твоего поля зрения наполнен чем-то, и вот ты приезжаешь и оказываешься в степи, где оборачиваешься по кругу и не видишь ничего, что соприкасалось бы с линией горизонта. Дает ли это какое-то впечатление? Да, конечно. Ты уже находишься в определенном эмоциональном состоянии от всего этого. Второе – это, конечно, жизнь на природе. Здесь ты не привязан к телефону, ноутбуку. Ты ходишь по горам, общаться с людьми, это тоже будет производить на тебя некоторое впечатление. Нельзя не восхищаться городищем, раскопками. Мы постоянно слушаем на Аркаиме лекции о том, как жили люди здесь много-много веков назад. И ты мыслями оказываешься в тот период времени, погружаешься и утопаешь в анализе того, о чем ты бы никогда не подумал в своей повседневной жизни. Поэтому, для меня Аркаим, потрясающие место, но, есть ли там какая-то мистика, мы никогда не узнаем. И на этот вопрос каждый должен ответить для себя сам. Ты в любом случае чувствуешь, что это место другое.
– На что направлено, по-вашему исследование Аркаима? Что они должны дать?
– Данное исследование – это второе исследование об Аркаиме, которое ведет наш факультет. Первое было посвящено анализу медиаобраза Аркаима, мы рассматривали публикации за все годы, с открытия, и изучали через какие основные паттерны подается это место, какой образ формируется аудиторией после чтения публикаций. А сейчас мы вышли в поля и узнаем у самой аудитории какой же этот образ Аркаима, почему они сюда приезжают, что они об этом думают, чего им не хватает. То есть, с одной стороны – это научное исследование о том, как археологический памятник соединяется с какой-то мощной поп-культурой, видениями различных людей и преображается, с другой – это практико-ориентированное исследование, которое может помочь понять, как дальше работать над развитием данного места и его туристического потенциала. Результаты исследования точно будут многогранными, и мне кажется учитывая то, что у нас достаточно большая команда, и каждый работает в своем поле, в своей микро-теме гранта, будет достаточно интересно.
– Что вы хотите получить от Аркаима или найти? Чем для вас становится Аркаим?
– Вообще есть такая присказка, что «Аркаим – это место силы», и для себя я абсолютно поддерживаю это мнение, потому что он для меня является таковым и дает некую перезагрузку. Там ты концентрируешься на новом для себя деле, у тебя есть больше времени для общения с коллегами, на обсуждение самых разных областей жизни, и ты наполняешься жизнью, думаешь о тех вещах, которые в обычной жизни не пришли бы тебе в голову. И возвращаясь домой, ты приезжаешь обновленным, так или иначе. Аркаим – для меня некий мостик, связывающий, заставляющий меня чуть чаще, чем больше думать о какой-то связи с огромным-огромным количеством людей, которые жили на этой земле до тебя.
Анжела Кабатчикова
фото обложки: взято из паблика «Журфак ЧелГУ»