«МНЕ ЭТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗАЛАСЬ БЛИЗКА»
Старший преподаватель кафедры теории медиа Максим Алексеевич Демчук этим летом впервые руководил приёмом абитуриентов на наш факультет: проводил встречи с поступающими и их родителями, отвечал за творческий конкурс, занимался документами, был на связи онлайн и офлайн. Вместе мы подвели итоги этого непростого этапа и настроились на учебный год!
Валерия (В): Максим Алексеевич, каково это – руководить приёмной кампанией журфака? Успела ли приёмка изменить вашу жизнь? Расскажите поподробнее.
Максим Алексеевич (МА): В моей работе, честно говоря, ничего не изменилось, потому что независимо от того, кем и с кем ты работаешь и в какой должности, так или иначе, ты в первую очередь выполняешь функцию коммуникативиста. Неважно, ты в больнице с пациентами, в отделе дополнительного профессионального образования, с сотрудниками других организаций в рамках учебной деятельности, со студентами…
В рамках приёмной кампании ты работаешь с абитуриентами и их родителями и в первую очередь занимаешься базовой коммуникацией. Вопрос лишь в оптике, которую выбираешь для того, чтобы общаться.
Илья (И): Как выглядел ваш первый день в приёмной кампании? Он отличался от работы во время учебного года?
МА: Конечно! Это было 20 июня, четверг. Я пришёл, со мной сидела Елена Артемьевна Соломеина. Сдавал в этот день
государственный экзамен в ботаническом саду, ещё и перегрелся. Защитил ВКР и вернулся. Толком никого не было, занимался оформлением стола. Ну и, естественно, немного волновался.
В: А я вот сильно переживала, что не поступлю. Поэтому всё лето писала вам и задавала, возможно, глупые вопросы, повторялась постоянно. Но это было потому, что волновалась, да и что скрывать – боялась.
МА: Вы, скорее, исключение из правил! Могу сказать по опыту этого лета, что подавляющее большинство поступивших студентов ещё и искать приходится: они не узнали, сдали ли вступительные испытания, а уже пропали. Потом пишут: «Нужно было договор какой-то заключить? Оплату внести? Что такое списки абитуриентов? А списки зачисленных?». Более того, есть люди, которым звонишь и говоришь: «Поздравляю, вы поступили на бюджет!», а они отвечают сонным голосом: «Вы ради этого меня разбудили?». Всё неоднозначно, и все случаи индивидуальны.
В: Ого, ужас какой!
МА: Такое тоже есть. Вот это, наверное, самое яркое впечатление от лета – что такие люди действительно существуют. Если бы в 2014 году мне позвонили и сказали, что я прошёл на бюджет, я бы порадовался, что платить четыре года не надо.
В: Я мечтала попасть именно на свой факультет, именно в ЧелГУ. Для меня это было принципиально. Илья, поделишься опытом своего поступления?
И: Ну, у меня выбора не было, честно сказать. Я собирался сразу на журналистику, но без сдачи литературы.
МА: Чего вы так боитесь литературы?
В: Я не боюсь, она мне очень нравится. Поэтому сдавала и в девятом, и в одиннадцатом классе. Максим Алексеевич, а какими вы видите абитуриентов? Как думаете, что они чувствуют, особенно те, кто пока не имеет представления, что такое медиа?
МА: Мне кажется, они чувствуют себя примерно так, как я себя чувствовал в 2014 году. Кстати, позавчера нашёл расписку о приёме документов десятилетней давности. До сих пор жива, как оказалось. Как себя чувствуют? Ну, как? Приходишь, подаёшь документы и ждёшь. Как я неоднократно говорил, страх в нашей жизни ничего определять не должен. По этой причине ты просто плывёшь по течению. Куда тебя заносит, там ты жизни и радуешься. На журфаке студенты получают общегуманитарное образование, поэтому у них не возникнет проблем с тем, будут ли они востребованы, будет ли им интересно. Повторюсь, вопрос лишь в оптике, через которую мы смотрим. Они всегда смогут это образование применить практически в любой сфере деятельности, свои интересы, увлечения.
В: При поступлении вы тоже проходили творческий конкурс. Как это было?
МА: Хорошо помню. Конкурс проходил в два дня. Сперва я писал эссе, которое было в дождливую субботу. Приехал, мне выдали билет. Я выбрал тему: «Журналистика спустя десять лет». Написал, что кардинально ничего не изменится – вот какая она есть, такой и останется. Кто бы мог подумать, что моё эссе было пророческим, и ничего не поменялось. Наша сфера деятельности востребована, а нейросети так никого и не заменили. Собеседование было через несколько дней, я тогда работал на фабрике дверей «Краснодеревщик», был оператором автоматических и полуавтоматических станков третьего разряда. Как-то с работы прибежал прямо в спецовке, весь в стружке. Собеседование принимали Светлана Ивановна Симакова и Борис Николаевич Киршин. Посмотрели на меня, задали несколько вопросов, в том числе о моей работе, и всё. Страха я не чувствовал вообще. Всё прошло быстро и легко по настрою.
И: Сейчас вы уже преподаватель. Можете рассказать, какие предметы ведёте?
МА: Я, если честно, ещё не выучил свою нагрузку на этот учебный год. Детально пока не вчитывался и не всматривался, но, как и всегда, это Социум как объект журналистской деятельности, Основы теории журналистики и практика массовой коммуникации. Будет Психология журналистики у четвёртого курса, Введение в профессиональную деятельность у рекламистов-первокурсников.
В: То есть каждый год у вас меняются дисциплины?
МА: Так или иначе, да, конечно. Есть базовый набор, который сохраняется, но какие-то дисциплины каждый раз куда-нибудь перетекают, входят, переплавляются. Нужно понимать, что преподавательский состав меняется. Кто-то уволился, кто-то новый пришёл – соответственно, меняется и наполнение пар у каждого отдельно взятого сотрудника.
В: Максим Алексеевич, а можно ли задобрить преподавателей перед сессией? Есть ли возможность получать автоматы по каким-то предметам?
МА: Во-первых, чего их задабривать? Слушайте, если бы мы учились на математике, физике, химии, биологии – то есть на том, что называется точными науками… Скорее всего, там реально сложно, и нам, как случайно туда попавшим «гуманитариям», пришлось бы как-то задабривать преподавателей. При этом, насколько я понимаю, там есть заведомо правильные и неправильные ответы. У нас же правильных ответов не существует! Если мы говорим про ответ на экзамене, то на журфаке важны убедительность, умение рассуждать, критически мыслить и так далее. «Задобрить» наших преподавателей можно, если проявлять интерес, подходить и разговаривать о дисциплине, об интересующей теме. Помню, ходил на консультации по литературе, мы беседовали, и этого хватило, чтобы сдать экзамен на «отлично». Преподаватель знает, когда студент заинтересован и что-то в нём нашёл. Для меня этого достаточно. А автоматы – они где-то есть, а где-то их нет. Всё индивидуально.
И: На какие традиции нужно в первую очередь обратить внимание первокурсникам?
МА: Для вас всё будет в новинку! Начиная от посвящения и заканчивая «Доступной классикой» и Днём журфака. У нас много мероприятий, которые останутся в вашей памяти навсегда – это я говорю по собственному опыту. Студенческая жизнь гораздо ярче и проще, нежели школьная. Она менее заточена под некие критерии, а больше направлена на ваши
индивидуальные способности.
В: Работа в приёмной комиссии – это нелёгкий труд. Вам кто-нибудь помогал? Студенты? Ваши коллеги?
МА: Нельзя выделить кого-то одного. Помогали все, за что я им очень благодарен: Елена Артемьевна Соломеина, Светлана Александровна Панюкова, Варвара Алексеевна Горновая… Влада Михеева – кстати говоря, студентка уже четвёртого курса.
И: Будете ли вы и в следующем году отвечать за приёмную кампанию журфака?
МА: Думаю, да. Почему бы и нет? Мне эта деятельность оказалась близка. Она и вправду энергозатратна. Если ты ею занимаешься, то времени не остаётся. Сторонних дел быть не может. Первые две недели ты разбираешься, а потом работаешь, ну и в процессе постоянно узнаёшь что-то новое.
И, В: Большое вам спасибо, что уделили нам время! Было приятно общаться с вами. Благодаря вашим увлекательным и полезным ответам мы узнали многое. Думаем, расшифровку этого разговора будет очень интересно прочитать нашим студентам!