Иногда кажется, что театр — это не про сцены и костюмы, а про встречу с собой. Особенно, когда с дождём и ветром ты идёшь навстречу Гоголю — туда, где реальность становится зыбкой, а абсурд вдруг кажется очень знакомым.
Апрель. Вечер. Снег с дождем — это традиция, кажется, вечная как сама русская весна. Холодные капли с шумом падают на зонт, на плечи, на капюшон, но, несмотря на эту неприветливую погодную симфонию, я уверенно иду в театр. Сегодня — не просто вечер пятницы. Сегодня — встреча с Гоголем.
Я иду смотреть спектакль «Петербургские повести». Те самые повести, которые когда-то казались школьной повинностью, но теперь — открылись заново. «Нос», «Невский проспект», «Шинель» — мистика, ирония, абсурд, Петербург, где грань между сном и реальностью будто стирается. В этих произведениях, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, живёт город — странный, величественный, безумный. Петербург в его прозе не просто фон — он самостоятельный, химерический персонаж.
У входа в театр уже много людей. Я поднимаюсь по ступеням, вдыхаю аромат театрального фойе — чуть пыльный, с примесью кофе и старого дерева. В холле — контролёры, улыбаются, сканируют билеты. Я сдаю куртку в гардероб, и внутри всё начинает замирать в предвкушении.
Это — мой первый осознанный спектакль. Не случайный поход, не школьная экскурсия. Я знаю, что меня ждёт. Я читала, я чувствовала эти тексты. Теперь хочу увидеть, как они оживают на сцене.
До начала остаётся минут пятнадцать. Я гуляю по фойе, разглядываю выставку. Современные картины: улицы, граффити, какие-то урбанистические фрагменты города. Молодёжный взгляд на реальность, грубый, честный, немного дерзкий. Это немного диссонирует с классическим интерьером театра, но создаёт особую атмосферу: столкновение времен и смыслов. Заходила даже в буфет — цены там, конечно, не как в моем детстве. Но всё же приятно, что у театра ещё есть этот неизменный уголок — витрина с эклерами, чай в стаканах с подстаканниками, и разговоры, вполголоса.
Спектакль вот-вот начнётся. Я поднимаюсь на второй этаж. Балкон — моя любовь. Мне всегда казалось, что оттуда виднее не только сцену, но и чувства. Есть в этом легкий эффект отстранённого наблюдателя, почти режиссёрский ракурс.
Спектакль в двух действиях. В основе инсценировки — драматургия Анастасии Букреевой. То, что происходит на сцене, сложно описать сухими словами «театр», «пьеса», «акт». Это мираж. Это странный, зыбкий Петербург, в котором всё возможно. Вот он, сам город, появляется в образах, звуках, тенях. По проспекту идёт огромный Нос — буквально, огромный, в человеческий рост, и от этого становится одновременно смешно и жутко. Актеры — в масках носов. Ощущение, будто все эти носы — символы, аллегории, куски идентичности, которые живут отдельно от людей.
А вот Акакий Акакиевич — маленький, почти незаметный, в своем жалком плащике бредёт по сцене, согнувшись под театральным ветром. И сердце сжимается, потому что — да, смешно. Но и больно. А вот художник с «Невского проспекта» — красивый, трагичный, сгоревший на глазах от иллюзии, влюблённости и Петербургской безысходности. Всё это подано будто бы легко, но ты сидишь и не можешь понять: тебе смеяться или замирать от тревоги.
Костюмы и декорации — отдельная магия. Всё лаконично, минималистично, но работает безотказно. Платформы двигаются, пространство меняется, и ты не замечаешь, как оказался уже в другой повести. Свет играет с тенью, усиливая гоголевскую атмосферу абсурда и загадки. Всё кажется немного ненастоящим — и, возможно, именно поэтому — таким настоящим.
Актеры словно не играют, а живут в этом странном мире. Волшебные — в самом лучшем смысле этого слова. Где-то на грани кукольности и глубокой человечности. Они вызывают и смех, и мурашки. Особенно финал — с «Шинелью». Кажется, в этот момент зал перестаёт дышать, когда актер падает, замирает и вот ты уже знаешь, что он больше никогда не пошевелится.
Когда спектакль заканчивается, аплодисменты вспыхивают не сразу. Сначала — тишина. Та самая, ценная, тяжелая, наполненная. Потом — овации. И у меня в голове только одна мысль: я туда вернусь.
Петербург в этом спектакле — это не просто город. Это наше отражение. Наши страхи, наши надежды, наша нелепость и нежность. Всё, что делает нас людьми.
Источник фото: afisha.ru