Студия А24 (известная по фильму «Солнцестояние») сообщила о том, что снимает фильм, где режиссером выступает Kane Pixels. Он знаменит своим веб-сериалом, по сюжету которого главный герой попадает в закулисье. Закулисье — пространства, что подозрительно говорят нам о том, что они рукотворные, но жизнь здесь отсутствует. Но тем не менее, нечто говорит вам о том, что кто-то следит за вами. Одни ли вы здесь?

Пример лиминального пространства
В интернете уже несколько лет медленно, но верно набирает популярность эстетика лиминальных пространств. Идея получила развитие с появлением Закулисья — Backrooms. Это городская легенда о таинственном месте за гранью реальности, которое полностью состоит из лиминальных пространств. Про Закулисье пишут истории тысячи поклонников, про него делают видеоигры и снимают фанатские короткометражки.
Лиминальность — не новый термин, он появился еще в середине 20 века. Это слово указывает на пороговое или переходное состояние, а происходит от латинского līmen, что как раз и значит «порог» или «переход». Изначально термин использовался в этнографии при исследовании обрядов перехода в различных общинах. К таким обрядам можно отнести свадьбы, похороны, инициацию. То есть все случаи, в которых у человека меняется физический и социальный статус.
Позже лиминальность стала обозначать переход в более общем смысле. Например, лиминальным пространством можно назвать психологическое состояние, когда человек находится на распутье и принимает важное решение. А можно им же обозначить буквально пространство, где люди физически переходят из одного места в другое. Коридор, подземный переход, мост, лестница — все это лиминальные пространства.
В 2010-х эстетика лиминальных пространств обрела популярность в фотографии. Люди запечатлевали объекты и места, вызывающие необъяснимое чувство ностальгии и тревоги.
Лиминальные пространства вызывают особенные эмоции
Все дело в том, что именно показано на фотографиях. Зачастую это какие-то места, в обычное время наполненные людьми и движением. Однако на фото они пусты и порой заброшены. Это вызывает странное чувство. Объект не выполняет свою основную функцию, лишен привычного контекста — людей. И поэтому меняется сам его смысл.
Вы могли испытывать что-то подобное, если когда-нибудь оказывались в школе поздно вечером. Коридоры и учебные помещения, где еще недавно кипела жизнь, пусты. Это можно сравнить с эффектом «зловещей долины»: нечто очень знакомое выглядит немного не так, как мы привыкли, а потому вызывает тревогу.
Другая возможная причина: изображения с лиминальными пространствами порой показывают места, в которых мы обычно не проводим слишком много времени. Когда человек идет по коридору, его больше интересует не сам коридор, а то, что находится за дверью рядом. Но в изображениях лиминальных пространств акцент сделан именно на переходности, а ответа, что ждет дальше, за углом или дверью, нет. Тут включается в работу фантазия, появляется чувство чего-то нереального.
Пока фильм находится в разработке, есть другая работа, которая тоже заигрывает с лиминальными пространствами. Недавняя премьера Гэнки Кавамуры “Выход 8” демонстрирует нам психологический хоррор, где герои вынуждены искать аномалии и найти выход из перехода метро.
Автор: Виолетта Абелинцева