Недавно в кинотеатрах страны была премьер психологического ужастика Exit 8, режиссером картины выступил не безысветный Гэнки Кавамура. Автор картин «Твое Имя» и короткого метра «Парень из электрички». Когда-то эти картины были тоже показаны в кинотеатрав кинотеатрах и сильно поразили меня. А что же с эксперементальным Exit 8?

Концепцию он свою берет из инди хоррор игры The Exit 8 за авторством небольшой студии Kotake Create. Концепция такая: тебя помещают в локацию перехода метро с плакатами и разными другими деталями. Тебе нужно подмечать изменения в лиминальном пространстве (они называются аномалиями), а для этого тебе нужно полностью просканировать помещение, запомнив расположение вещей, надписи на плакатах, выражения лица проходящего человека, расположение дверей и прочее-прочее. Любое отклонения от нормы, например человек идет с улыбкой на лице, хотя до этого он был серьезен – это аномалия. Если аномалии есть – идешь в обратном направлении. Если их нет – идешь дальше. Таким образом тебе нужно решить загадку 8 раз, прежде чем ты выйдешь на свободу. Иначе твое приключение становится бесконечным. Все это приправляется хоррор элементами и возможностью пропустить какую-то маленькую деталь психологически давит на тебя, ибо если что-то выпало из твоего фокуса, и ты ошибся, то придется начинать сначала.

До этого вы могли слышать об адвенчуре Platform 8, где концепция слегка отличалась. Действие переносило нас в поезд метро. Там уже была конкретная цель, тебе также приходилось играть по правилам, дабы следующая дверь поезда открылась. Но, в целом, замысел один и тот же.
Рецензия
В начале фильма нас встречает главный герой, который просто едет в метро. Он стоит в переполненном вагоне и слушает классическую музыку. Благодаря наушникам он не замечает никаких посторонних шумов, как вдруг он сквозь шумоподавление плачь. Это крик грудного ребёнка, поэтому наш герой вынимает один, чтобы понять, где находится источник шума. Телефон показывает около 6 вечера. Спустя пару секунд на крик ребёнка реагирует стоящий рядом офисный сотрудник, что едет с работы. Он начинает кричать на мать ребенка, чтобы та «заткнуло свое дите». Никто не реагирует, дальше смотрят в свои телефоны и лишь изредка косятся на кричащего ребенка, а также мужчину, что кричит на него. Наш главный герой поступает аналогично, хотя и задумываясь, возвращая второй наушник на свое место. Через некоторое время на его телефон поступает звонок, и чтобы ответить он сходит с вагона. Ему позвонила уже бывшая на тот момент девушка, чтобы сообщить о том, что находится в больнице. Параллельно с этим она сообщает о своей беременности. Она не знает, что делать, поэтому и позвонила ему, так как он отец ребенка. Наш герой даже не знает, как реагировать и какое-то время находится в недоумении, но обещает приехать к ней в больницу. В попытках выйти на линию метро, набредает на странный переход. Куда бы он ни шел, он постоянно попадает в одно и то же пространство, мимо проходит один и тот же мужчина, а указатель говорит о том, что впереди находится выход под номером 8. Со временем герой понимает, что просто так ему не выбраться и на информационной табличке читает правила, которые должны помочь выйти из этого странного перехода.
За и против
Звучит многообещающе, не правда ли? Во-первых, существует множество картин, которые умело используют ограниченное пространство, например машину или комнату. В фильме могут вообще не демонстрировать никакие локации, кроме одной и оставлять зрителя с прикованным вниманием. Как пример – фильм «Лок», где прораб едет из Бирмингема в Лондон, все события и сюжет нам передают через телефонные разговоры, а мы лишь наблюдаем за тем, как главный герой ведет машину.
Во-вторых, никто не говорит, что режиссер не может использовать ретроспективу, флэшбеки и прочее, дабы раскрыть прошлое героев. То есть, мы не ограничены одной локацией, но режиссер решил немного иначе. Он использует другие локации, но едва ли они занимают 10 минут от всего фильма.
В общем, картина выглядит дешево с одной стороны. Кровь сделанная в виде 3Д графики, как и крысы. Набор пугалок достаточно скудноват, но это ведь психологический хоррор, так что это можно простить. С этим можно смириться. Плюс фильм не выходит за рамки одной локации почти никогда, а основных героев всего 5, из них 3 находятся в одном пространстве, а это уже много для одной локации, в которой почти никто и ни с кем не взаимодействует первую половину экранного времени, а вторую половину экранного времени нам лишь говорят маленькие факты, которые ничуть не сближают нас с ними. Становится сложно пропитаться сочувствием, разве что мужчина с чемоданом и мальчик, которые оказался намного умнее своего спутника, способны сначала развеселить, а потом и тронуть до глубины души. К главному герою, к сожалению, я не почувствовала того же. Это первое замечание.
Второе же – это крайне легко читаемый смысл и косвенно связанное с этим ощущение, будто все играют в дурачков. Если с первым все понятно, у всех с чтением смыслов по-разному, зависит от насмотренности/начитанности, то второе классический атрибут хорроров, когда ты зритель с пост знанием того, что за какой-нибудь из дверей стоит монстр и ждет свою жертву, а главный герой выбирает именно ту, за которой монстр. В результате ты испытываешь эмоции, даже иногда подсказывая герою, как будто ты маленький смотришь Дашу путешественницу.
Это работает с классическим хоррором, но перед нами психологический. Он должен держать тебя в еще большем неведении, чем главного героя, дабы действо выглядело еще интереснее. Держать в перманентном напряжении, дабы можно было почувствовать настроения. Иногда ты считываешь аномалии на первых секундах, ибо камера, зачем-то, ловит такой ракурс, чтобы ты, даже если не хочешь, заметил эту самую аномалию. Но весь прикол именно в том, чтобы ты играл в эту игру вместе с главным героем, а не затем, чтобы тебе указывали метафорическими тремя красными стрелками на то, что пока не видно главному герою, но видно тебе, как зрителю.

Безусловно, некоторым людям понравится подобным интеллектуальный попкорн, и они будут, несомненно, правы в том, что фильм не на 10 из 10. Но и я не говорю о том, что фильм плох. Он заслужил свои 7 баллов из 10 на Кинопоиске, он заслужил внимание кинотеатров, но нельзя сказать, что этот фильм должен посмотреть каждый. Он не даст вам откровений, не подарит новый опыт, но если вам понравилась концепция инди игры и хочется посмотреть на нее немного с другого ракурса и приправить чем-то более личным, убрать безликость главному персонажу, посмотреть на бесконечное решение головоломок, как на некую борьбу внутри человека – то милости прошу.
Возможно, мое разочарование связано с тем, что у меня были завышенные ожидания, но тем не менее. Советую ознакомиться, если у вас еще нет представления о том, что такое лиминальное пространство или вам нравятся картины, что не будут вас сильно пугать, а скорее вводить в состояние вдумчивого просмотра. Я думаю, что он найдет своего зрителя.
Автор: Виолетта Абелинцева
Источник фото: Imdb.com