Если вы создаете что-то и раз за разом выкидывайте ваше творение в мусорку — то вам стоит задуматься насчет самокритики. А точно ли то, что вы создаете, требует выброса или лучше сделать что-то не идеально, но сделать? Советы, которые вы найдете здесь, обычно дают психологи
на сеансе терапии.
Мотивация, как бонсай: нужен баланс поддержки и критики
Если чего-то одного будет больше, чем другого, то в первом случае утратится желание совершенствоваться, ибо тебя и так ценят. А во втором случае, ты скорее перестанешь заниматься этим, чем опубликуешь еще одну свою работу. Может быть, человек смог бы и без критики работать столько, чтобы со временем заметить все свои промахи и начать их править.
Но возможно это будет, если от ваше хобби будет какой-то хороший результат, что будет превосходить прошлые. Поэтому работайте над собой независимо от того, что говорят окружающие.
Творческие люди часто чувствительные
Как часто вы слышали критику в свою сторону, от которой хотелось закрыться, спрятаться или сбежать? Если при одном плохом слове в сторону вас или вашего творения вы закрываетесь и не способны адекватно воспринимать критику, то вам стоит задуматься над этим. У всех людей разная устойчивость к критике и если она заставляет вас или кого-то еще перестать что-то делать, то не давайте ее ему. Он просто потеряет время и силы на то, чтобы снова мотивировать себя.
Время, потраченное на навык — признак мастерства
Нужно найти способ работать сутками напролет с утра до вечера — вот это настоящий секрет. Это лучше, чем любая критика хотя бы потому, что критику найти очень легко. Художники часто говорят, что секрет умения рисовать просто в том, что нужно очень-очень-очень-очень много рисовать. Это действует не только на уровне навыка, но и на уровне идей. Мозг в целом, если заточен на самокритику и «то, что я делаю, должно быть идеальным» (а это бывает часто у творческих людей), воспринимает чужое указание на огрехи как указание перестать этим заниматься, так как не получилось сделать без ошибок.
Внутренний критик может не позволят делать что-то, если результат не будет выше среднего. Стоит пренебрегать вашими огрехами и творить, подмечая как свои ошибки, так и привлекательные стороны. У других авторов или товарищей по хобби может выходить лучше, чем у вас, но ваша задача распознать, почему это происходит именно так.
Небольшие тренировки, дабы перестать думать о своих творениях, как о бездарном потраченном времени:
Нужно научиться знать точно, что станешь лучше и через 5 лет сам себя не узнаешь. Думайте о том, что если вы продолжите, то станете лучше себя прежнего. Даже если сейчас все не так хорошо, то через некоторое время все станет лучше. Не все способны быстро учится.
Нужно осознанно заставлять себя перечитывать/переслушивать/пересматривать незавершенное по нескольку раз, чтобы продолжить со временем, а чтобы продолжить, нужно повторить.
Еще секрет может быть в том, чтобы найти ощущение красоты: «когда находишь красоту, находишь вдохновение». Вдохновение — это особое ощущение, а значит — особая активность в мозгу. Нужно найти триггер, который вводит в «состояние потока».
Ищите наставника, а не критика. Обратитесь к человеку, что лучше вас в вашем деле. Попросите исправить ваши ошибки. Если он вежливо указал на то, что у вас не получилось, дал пару советов и похвалил за старания — значит это то, что вам нужно. Конечно, каждый человек разный и если вам удобно работать с человеком, что жестко придирается ко всему, то это ваш выбор.
Надеюсь, что данный материал поможет вам справиться с самокритикой и откроет новые горизонты в вашем творчестве.
Автор: Виолетта Абелинцева