Эволюция живописи в России с X до середины XX века - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяЭкспертное мнениеЭволюция живописи в России с X до середины XX века

Эволюция живописи в России с X до середины XX века

Русская живопись — это отдельное направление в отечественной культуре с несколькими этапами становления. Она имеет свои особенности, свою историю, свои истоки. В этой статье я предлагаю вам проследить путь становления и развития русского живописного искусства, начиная с иконописи, и заканчивая разнообразием неординарных течений двадцатого столетия.

Эволюцию живописи в России можно начать отслеживать уже с X века. С момента принятия христианства основным направлением стала иконопись. Этот вид живописи характеризуется обратной перспективой при изображении пространства, отсутствием теней. Повсеместно используется церковная символика. На иконах изображаются Иисус Христос, Богородица, святые. Их лики также присутствуют и на фресках. В основу монументальной живописи легли сцены из Библии. Ярким представителем этого этапа живописи является Андрей Рублев. Наиболее известным его произведением стала картина «Троица».

На смену иконописи в XVII веке приходит Первая светская живопись. Она сохранила в себе основные черты иконописи. Но теперь же на картинах изображали царей, князей и их родственников.

В XVIII веке особую популярность набирает барокко. На картинах этого периода можно наблюдать декоративность, динамичность. Второстепенные предметы фона изображаются символически. Художники барокко изображают в своих произведениях сцены сражений, парадные портреты. Так, в начале XVIII века особый успех имела картина «Петр I в Полтавской битве»  Иоганна Таннауэра.

Следующий этап в русской живописи — классицизм. Палитра становится более приглушенной, композиция уравновешенной. Художники строго соблюдают правила соотношения цветов: коричневые оттенки на первом плане, зеленые на среднем, оттенки голубого уходят на задний план. Парадные портреты продолжают пользоваться популярностью. Среди художественных произведений этого периода теперь можно наблюдать натюрморты. Излюбленным жанром авторов того времени является историческая живопись, посвященная России, Древней Греции и Риму. Характерным произведением классицизма можно назвать портрет авторства Дмитрия Левицкого «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» (1783).

Академизм, последовавший за классицизмом, сохранил его цветовую схему. Но историческая живопись теперь посвящена  Библии и мифам. Бытовая живопись показывает сцены жизни знатных людей. Парадные и камерные портреты все еще популярны в этот период развития. Всеми известная картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833) — яркий пример  академического жанра.

В первой половине XIX века процветает романтизм. Художники стараются использовать насыщенные цвета, соблюдая при этом строгое их расположение: на переднем плане темные оттенки, на заднем светлые. Главными сюжетами романтизма становятся сцены подвигов. Набирают популярность экзотические пейзажи. Художники продолжают писать парадные и камерные портреты. «Девятый вал» Ивана Айвазовского в полной мере передает настроение этого периода.

В конце XIX века художники работают в стиле реализма. Это означает использование достоверных цветов. Бытовая живопись теперь изображает сцены из жизни крестьян и ремесленников («Бурлаки на Волге» Ильи Репина, 1870-1873 годы). При этом батальные сюжеты, пейзажи и портреты все еще популярны.

Конец  XIX и начало  XX века — это время импрессионизма. Особенностями данного направления стала техника коротких мазков, яркая палитра, отсутствие фотографической точности. Бытовая живопись теперь знакомит нас со сценами городской и сельской жизни.

При этом пейзажи и портреты не утрачивают своих позиций. Илья Репин написал в стиле импрессионизма картину «На дерновой скамье» (1876г).

Также в этот период времени процветает модерн, отличительными чертами которого являются декоративность, плавность линий, витражное изображение фигур и орнаменты с растительными и природными мотивами. Модернисты изображают в произведениях сцены мифов, анималистику, повседневную жизнь. У этого этапа появляется три направления: символизм, фовизм, ар-деко. В стиле модерн Валентин Серов написал картину «Похищение Европы» (1910г).

Параллельно с модерном развивается авангард. Это особый этап в истории живописи, художники которого не придерживались правил реалистической живописи. Модернистские произведения всегда носят новаторский характер. Кубизм, футуризм, абстракционизм и др. — это  направления модерна. Чтобы получить представление об этом этапе, достаточно ознакомиться с картиной Эля Лисицкого «Проун» (1920г).

Исторические события XX века не могли не повлиять на живопись. Как их следствие появляется новое направление — социалистический реализм. Динамичность, насыщенные цвета, резкие тени — все это характеризует работы художников данного периода. Любимыми сюжетами становятся сцены из повседневной жизни людей, портреты рабочих и крестьян, изображение реальных событий («Оборона Севастополя» Алаксандра Дэйнеки (1942г)).

Итак, рассмотрев эволюцию русской живописи на протяжении последних десяти веков, можно заметить, как реалии жизни определенного периода времени влияют на искусство. Поэтому живопись — это не просто эстетика, но и историческая ценность.

Дарья Иванова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты