«Папа сказал, что я здоровый»: чему нас учит кинематограф - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяРецензия«Папа сказал, что я здоровый»: чему нас учит кинематограф

«Папа сказал, что я здоровый»: чему нас учит кинематограф

Киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Мы проникаемся сюжетами и историями героев, испытываем переживания за их судьбы, проводим ассоциации и даже вдохновляемся эпизодами. Вместе с тем кино формирует нашу картину знаний о мире. И порой они могут оказаться ошибочными.

В российском кинематографе в разные исторические промежутки инвалидность транслировалась через призму экономических, политических и социальных изменений. То и дело во главу выдвигался «образ», именно «образ», которые отчетливо прописывает сценарист, соответствующий умонастроениям эпохи. Человек изображался причудливым, беспомощным или вовсе супергероем, что закрепляло стереотип патологии. Люди с ограниченными возможностями наделялись качествами, усиливавшими накал и драматичность повествования.

Порой кинокартины не имеют ничего общего с реальностью, что приводит к искаженному восприятию феномена инвалидности. Современная культурная традиция склоняется к изображению инвалидности как акту милосердия или интересному медицинскому факту. Одним из противоречивых в списке инклюзивного кино стал драматический фильм режиссёра Михаила Расходникова «Временные трудности» (2018).

В кинофильме раскрывается метафора контраста – слабость тела и сила духа. У Саши Ковалева – детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – группа заболеваний головного мозга, возникающих вследствие его недоразвития или повреждения в процессе беременности или родов, и проявляющихся двигательными расстройствами, нарушениями речи и психики.

Его отец трудится рабочим на заводе, каждый день проходя через пламенные искры и тяжелый стук металла. Он, суровый, жесткий, хладнокровный, отказывается принимать, что его сын болен. Это всего лишь временные трудности. Так, мальчика отправляют в обычную школу, где тот поддается издевкам со стороны одноклассников, он обязан выполнять домашние обязанности и повседневные вещи.

На протяжении всего кинофильма мы наблюдаем, как мальчику приходится бороться с физической невозможностью сделать простые дела, например, завязать шнурки или выбросить мусор. Уже в начале киноленты мы видим намек на некую гениальность – он пишет быстрее всех контрольные, первый в истории школы выиграл Всесоюзную олимпиаду, за что получил путевку в Артек. На Сашу цепляют образ супергероя. Вместе с тем, здесь была изображена другая трансляция его непохожести. Он особенный не потому, что на костылях, а потому что умный.

КАДР ИЗ КИНОФИЛЬМА «ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ»

Но даже его выдающиеся интеллектуальные способности не могут превратить жизнь в волшебную сказку – Сашу выгоняют из Артека в первый же день, ведь «инвалидов в СССР нет». Отец все больше подкидывает испытаний, чтобы исцелить сына. В один момент Саше придется ползти по лесу, цепляясь топором за землю, и наткнуться на медведя. И после этих наставлений от отца, после такой «школы жизни», Саша излечивает ДЦП. Он становится богатым бизнес-консультантом со всеми атрибутами роскошной жизни: яхта, устрицы и красивая девушка.

Что здесь самое страшное? Зрителям транслируют некорректную мысль: если очень захотеть, то любой инвалид может стать здоровым. И по канонам русской культурной традиции эту «нормальность» можно получить только через страдания и унижения. После выхода ленты в прокат кинокритики и зрители заговорили о проблемах детей с особенностями развития, и о том, как равнодушно и зачастую жестоко к ним общество и государство. В соцсетях и СМИ поднялись обсуждения, но главный вывод обществу еще только предстоит сделать. Ведь тысячи людей с особенностями развития, а также их семьи, сталкиваются даже с самыми простыми бытовыми проблемами ежедневно.

В реальной жизни такие изменения или даже перевоплощения больше похожи на фантастику. Исцелиться от расстройств и нарушений не получится, но можно многое скорректировать. Кроме того, наличие диагноза не гарантирует гениальность, но и не предрекает на ограниченность. Ведь у многих людей остается сохранный интеллект. А то, как люди с инвалидностью, отвоевывают свое, и порой очень значимое, место в жизни и в истории человечества достойно огромного уважения.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты