История Челябинска - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяЭкспертное мнениеИстория Челябинска

История Челябинска

Сегодня невозможно представить Россию без Челябинска. Промышленный мегаполис известен каждому нашему соотечественнику, да и далеко за пределами страны. Однако немногие знают его историю. Ныне миллионник, всего два с половиной века назад был маленькой крепостью, одной из многих. Так «откуда есть пошла» Челяба русская? Попытались разобраться с известным краеведом Челябинской области, градозащитником – Юрием Латышевым.

Как свидетельствуют исторические документы, Челябинск был основан 13 сентября 1736 года. Заложение крепости состоялось во времена Оренбургской экспедиции, проходившей с 1734 по 1744 год. По традиции Челябинская крепость была возведена на реке – Миассе, в районе пересечения основных дорог тех времен. Новая крепость была построена, как уже сказано, для укрепления южных границ империи. Наряду с ней также появились другие уральские крепости: Оренбургская, Степная, Троицкая, Чебаркульская, Еткульская и так далее. Эти поселения были образованы так, чтобы составить границы степи на Южном Урале. Среди них Челяба стала основной крепостью, которая обеспечивала защищенность доставки продовольствия для передового пункта России – Оренбурга. Свое название поселение получило, по одной из версий, благодаря бору, называющемся на башкирском языке «Челябе-карагай».

ПЛАН ЧЕЛЯБИНСКОЙ КРЕПОСТИ

В 18 веке Челяба представляла собой прямоугольную крепость с башнями и мощным ограждением из деревянных бревен. В ней находились крестьянские дворы, казармы и квартиры для казаков. Примечательно, что изначально дома строились «в линию» с достаточным расстоянием друг от друга, поэтому улицы были очень широкими. Также вблизи крепости располагалась церковь Святого Николая, там регулярно проходили службы и празднование религиозных праздников.

В 1743 году Челябинск становится центром крупной Исетской провинции. Этому важному для становления города событию поспособствовал губернатор Оренбургской губернии – Иван Неплюев. Именно он, тщательно осмотрев крепость, предложил сенату разместить правление Исетской провинции, таможню и ярмарку в Челябинске. Благодаря этому шагу в Челябинске стали находиться Исетская провинциальная канцелярия, управление исетскими казаками, духовное правление и гостиный двор. А позднее, в 1781 году, Челябинск стал называться «уездным» городом. Это послужило предпосылкой для его дальнейшего активного развития.

После получения официального статуса город стал «разрастаться» – вокруг крепости в виде прямоугольника стали строить прямые, широкие улицы. Такая схема застройки продолжалась вплоть до середины 19 века. Сначала застроили территорию на правом берегу Миасса, затем – на левом. Именно поэтому местность стала называться Заречье. Там был построен первый рынок – Зареченский, а также городское кладбище и Свято-Троицкая церковь (кстати, на месте, где когда-то была самая первая Челябинская церковь, Свято-Никольская) и даже пожарная башня.

В первой половине 19 века в Челябинске постепенно начала появляться торгово-ремесленная прослойка. В городе все чаще останавливались торговые обозы, многим из них нужно было отремонтировать колеса, покормить лошадей, запастись провиантом в дорогу или докупить определенный товар. В связи с этим, рынок услуг тоже начал расти. Благодаря появлению в Челябинске чиновников и солдат стали появляться магазины обуви и шляп, ателье, винные погреба. Кроме того, на реке Миасс были построены несколько мельниц, что позволило увеличить масштабы торговли. В это же время в городе стала появляться система образования. В 1779 году в городе учредили «русскую» школу, где детей обучали славяно-российской грамматике, музыке, письму и математике. Позднее еще одна школа открылась на Сибирской улице (в настоящее время – улица Труда). В середине 19 века в Челябинске стали появляться школы для городских сословий, гимназии и училища.

В 1892 году в Челябинске закончилось строительство Самаро-Златоустовской железной дороги, что также отразилось на развитии города. Движение поездов напрямую соединило Москву и Челябинск. Железная дорога до столицы благотворно отразилась на экономике города – Челябинск стал одним из самых крупных торговых центров страны. На экспорт производились такие продукты как мясо, хлеб, масло и даже чай. Еще большее развитие город получил в 1896 году, тогда в эксплуатацию была запущена железная дорога до Екатеринбурга. Челябинск стал значимым промежуточным пунктом при передвижениях людей по стране, его неофициально стали называть «Воротами в Сибирь». За считанные годы численность населения Челябинска выросла в разы, вокруг города начали формироваться деревни и поселки, благодаря чему его площадь увеличилась почти на треть. В это время мощный рывок совершили промышленность, образование и торговля.

ИСТОЧНИК ФОТО: ЛИЧНЫЙ АРХИВ

Юрий Латышев: «По большому счету Челябинск не развивался до 1892 года. И только, когда мимо Челябинска прошла железная дорога (именно мимо, потому что сама станция находилась примерно в трех верстах от границы города), «процесс пошел». Если брать XVIII-XIX века, то примерно одинаково развивались три города – Верхнеуральск, Челябинск и Троицк. Все они входили в Оренбургскую губернию, и население у них было примерно одинаковое. Троицк – это Троицкая ярмарка, поэтому он развивался сильнее. Верхнеуральск тоже не отставал, а Челябинск – рос как-то ни шатко ни валко. И только железная дорога дала мощный толчок: появились большие возможности.

Сюда была перенесена таможня, и Челябинск стал одним из главных центров по чайной торговле Российской Империи. Например, в начале XX века он занимал второе место по объемам торговли чаем. Здесь появились различные фабрики, и предприниматели выплачивали огромные суммы в качестве таможенных пошлин. Конечно, эти деньги перечислялись в центр, но и Челябинску тоже перепадало. Вот это и было бурное развитие: конец XIX – начало XX веков. По моему мнению, десять самых интересных зданий, которые сохранились в Челябинске за все время, начиная с 1736 года по настоящее время, были построены именно в этот период – с 1901 по 1917 год. Это и храм Александра Невского, и Народный дом, и деревянные здания, например, особняк Лоренцева на улице Красноармейской. Кировка именно в то время и застраивалась двухэтажными каменными домами, строились крупные магазины – Стахеева, Валеева, здание Пассажа Яушевых. Это был действительно бум. Количество населения выросло. Для сравнения: до строительства железной дороги в Челябинске проживало около 7 тысяч жителей, а меньше чем за 20 лет количество жителей выросло в десять раз – до 70 тысяч».

В 1919 году произошло формирование Челябинской губернии, которую в 1924 году преобразовали в Челябинский округ Уральской области. Позднее губерния была укреплена, благодаря чему в 1934 году была отдельно преобразована Челябинская область. В конце 20-х годов Челябинск стал одним из самых крупных в СССР центров промышленности. Для сравнения, в 1919 году в городе работало всего два предприятия. Однако буквально в течение нескольких лет в Челябинске запустили производство цинковый, тракторный, станкостроительный и абразивный заводы. Позднее город еще больше прославился строительством гигантов индустрии. К 40-м годам в городе функционировали уже десятки промышленных предприятий.

Юрий Латышев: «Что касается второго этапа развития города, это, конечно, индустриализация: конец 20-х годов, после того как построили ЧГРЭС – районную электростанцию. Естественно, появилась электроэнергия, которая позволяла построить предприятия, потребляющие большое ее количество. Тут же появились электрометаллургический комбинат по производству ферросплавов, цинковый завод. Эти энергоемкие предприятия были построены в конце 20-х – начале 30-х годов».

Важной частью истории Челябинска является его военное прошлое. Уже во времена Русско-японской войны, которая продлилась с 1904 по 1905 год, город обслуживал воинские подразделения. В тот период в Челябинске формировали армейские резервы и обучали солдат. Огромное значение столица Южного Урала приобрела в годы Великой Отечественной войны. Челябинск тогда был известен не только как тыловой город (куда из центра страны эвакуировали многие заводы), но и как один из лучших производителей военной продукции. Именно в Челябинске выпускали знаменитые «Катюши» и танки Т-34. Кроме того, в городе было сформировано множество отрядов добровольцев, которые вошли в полки бомбардировщиков, дивизии прорыва, бригады артиллерии и другие военные подразделения.

Юрий Латышев: «Следующий мощный скачок – это, конечно, Великая Отечественная война, когда десятки предприятий были эвакуированы в Челябинск (и затем на их базе появились лакокрасочный завод и другие предприятия, которые потом остались). Когда началась война, Челябинск, Екатеринбург и Нижний Тагил были большим спасением для страны. Конечно, в Сибири тоже были предприятия оборонного значения, но она была подальше. Урал для России был очень важен. Основной вид оружия, который обеспечил победу, – танки. Они производились в основном в Свердловской области («Уралмаш»), в Нижнем Тагиле и в Челябинске».

В послевоенные годы город начал развиваться еще быстрее. Промышленность вышла на очень высокий уровень, так, например, в 1984 году ЧТЗ выпустил миллионный трактор! Культурная жизнь области также претерпела положительные изменения: в Челябинске стали появляться новые театры, музеи, библиотеки, дворцы культуры, танцевальные и музыкальные школы. Постепенно из провинции Челябинск превратился в крупный промышленный и культурный центр Южного Урала.

В итоге менее чем за 300 лет численность населения города выросла более чем в тысячу раз. Состав населения также сильно поменялся: если изначально жителями Челябинска были военные казаки, то со временем в городе стало больше представителей ремесленной, торговой и промышленной отраслей. Изменился и национальный состав: ранее основными жителями здесь были башкиры и татары, в настоящее же время Челябинск населяют представители около ста национальностей.

Юрий Латышев: «В принципе, если бы железная дорога не прошла через Челябинск, ничего бы страшного для России не случилось. Страна бы от этого не проиграла и не выиграла, а вот для Челябинска это событие имело большое значение. Для СССР, а теперь и России – безусловно важна индустриализация конца 20-х–30-х годов. Очень предусмотрительно были построены мощные заводы: тракторный, металлургический, цинковый, лакокрасочный. И все на территории Челябинска».

Источник фото:  https://www.pexels.com/, https://stock.adobe.com/ru/

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты