Чтобы разобраться в истории, для начала стоит узнать о том, что, вообще, из себя представляет жанр в игровой индустрии.
Итак, гатя-игры (в английском распространено произношение «гача») — жанр игр с внедрением механики гасяпона или гатя (капсульного торгового автомата). Игроки тратят игровую валюту или реальные деньги, чтобы получить виртуальный предмет для игрового процесса.
В начале двадцатого века американцы создали и распространили по всей своей стране gumball machine. Высокие и крупные автоматы, работающие по следующему принципу: любой желающий опрокидывал монетку, прокручивал рычаг и через небольшой отсек получал предмет определенного типа, но не всегда конкретный. В России подобные машины до сих пор популярны. В торговых центрах в них продают жвачку и маленькие игрушки, а в учебных заведениях и офисах — перекусы и напитки.
Свое признание и распространение по всему миру «гасяпоны» получили в Японии, благодаря предпринимателю Рюдзо Сигета в 1960-х годах. Термин состоит из двух слов: «гася» или «гатя» (в зависимости от произношения языка) подражали звуку прокручивания рычага, а «пон» — падению товара в отсек для выдачи. Сигета вместе с братом экспортировали товары из США, откуда и привезли ранее описанный автомат. К сожалению или к счастью, конфеты и игрушки перемешались, но японцы нашли выход из ситуации. Все товары автомата были обернуты в пластиковую упаковку. Соответственно, цена каждой капсулы была одинаковой — десять йен за штуку. Аппарат быстро привлек внимание жителей и соседних торговцев. В скором времени его аналоги, работающие по одному и тому же принципу, распространились по всей стране.

Со временем гача окунулась в мир игровой индустрии. Японские компании создали новый полноценный жанр, постепенно охвативший и другие страны. Гача-игры представляют собой бесплатный виртуальный мир, снабжающийся чаще всего различными боевыми системами, возможностью улучшения игровых параметров. Также в нем присутствует основа, то, на чем строится процесс гасяпона — множество привлекательных героев или других игровых предметов, делящихся по квалификации на обычных, редких и легендарных с таким же шансом их получения.
Первой гача-игрой принято считать «Monster Rancher». Она была выпущена компанией Temco в 1997 году для первой PlayStation. Суть заключалась в разведении и тренировке различных монстров. И, конечно же, существ можно было получить только, благодаря системе гасяпона. Они генерировались случайным образом за игровую валюту.
В наше время гача-игры переживают второе рождение. Элемент случайности в игре Genshin Impact в совокупности с открытым миром и приятной для глаза визуализацией стал самым прибыльным в своей сфере: за декабрь глобальная версия (без учета китайской) заработала в сумме 68 миллионов долларов США, из которых 35 пришлось на Android и 33 на iOS. Игровой валютой являются камни истока, которые можно получить за реальные деньги или активность внутри самой игры.
Альбина Нажипова