Как придумать интересную тварь? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяЭкспертное мнениеКак придумать интересную тварь?

Как придумать интересную тварь?

Лично я с детства люблю ужастики. Я прекрасно помню тот день, когда увидел нечто запоминающееся. Представьте себе такую картину: беззаботный второклассник с пачкой сухариков и пятеркой в дневнике возвращается домой, чтобы посмотреть мультики по «СТС». В то время они шли с 13.00 до 16.00. И вот после таких мультиков как «Том и Джерри», «Дятел Вуди Вудпекер», «Приключения Джеки Чана» моему взору предстала картина с сумасшедшими демонами-мясниками, препарирующими людей (за кадром). Несмотря на то, что мультик мне понравился, было понятно, что он рассчитан не совсем на детскую аудиторию.

Моя детская память навсегда запечатлела в себе этот опыт, и спустя время я подобно Стивену Кингу решил попробовать свои силы в жанре «хоррор». Я пока только начинаю писать, но уже столкнулся с желанием создать нечто такое, чего не было ни у кого. Долгие месяцы поиска и размышлений привели меня к тому, что я захотел поделиться опытом с моими коллегами по цеху. Моя заметка поможет не только писателям. Наверное, она приглянется художникам, геймдизайнерам и сценаристам.

МОНСТРЫ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ

Помните этот знаменитый древнеримский лозунг «хлеба и зрелищ»? Народ требует зрелищ все чаще, но удивлять его становится все труднее и труднее. Поп-культура, среди которой кинематограф и книги, дали нам много контента для любителей подобного жанра. Поэтому сначала немного погрузимся в теорию.

Пара слов о персонаже. Монстр – это тоже персонаж вашего произведения. И ему зачастую нужно уделять столько же внимания как и главным героям. Его нужно прорабатывать детально – его историю, развитие, фишки, черты характера. 

1) Предыстория.

Необычная предыстория порой способна нагнать жути больше, чем сам персонаж. Ну или, как минимум, вызвать эмоции. Глядя на этого седого, невротичного старика, скажите честно, вы боитесь? Я думаю, что ваш ответ «нет». Ведь вы наверняка видели такого на улице пару раз в жизни. Но давайте узнаем, кто это.

«Этот призрак старика – бывший директор школы, страдающий от психического отклонения. Он скрытый трансвестит, постоянно подавляющий мысли о материнстве. Он был одержимым своим вымышленным ребенком. В итоге, это довело его до помешательства, после чего он умер в абсолютном одиночестве».

Если вам не страшно, то попробуйте представить, что этот человек – ваш знакомый.

2) Эволюция внешнего облика

Поскольку монстр – персонаж, чтобы не стать скучным, ему нужно развиваться. Трудно представить развитие характера монстра (хотя возможно, если рассказывать о том, как он стал таким), но эволюция внешнего облика – это, как минимум, привлечение внимания и интереса. В качестве примера вспомним агента Альфу из мультсериала «Люди в черном».

Это первый директор организации «Люди в черном» (ЛВЧ). Однажды  он захотел править миром. Властолюбие довело его до уродства. Одержимый идеей стать сверхчеловеком, он стал имплантировать себе механизмы и части тел других инопланетян.

«Эволюция Альфы»

3) Эмоции

Монстр должен вызывать эмоции, чтобы запомниться аудитории. Поэтому часто в качестве «злодеев» используют детей, над которыми ранее издевались. Например, так поступили создатели серии игр «F.E.A.R» с героиней Альмой Вейд. Сирота, подвергшаяся экспериментам по выявлению телепатии, которые ставила над ней корпорация для получения финансовой выгоды.

4) Запоминающийся внешний вид

Ярко выглядящие люди (и не только люди) привлекают нас в реальной жизни. Также и монстры должны иметь запоминающийся внешний вид, чтобы привлечь зрителя. В качестве примера вспомним старосту Битореза Мендеса из компьютерной игры Residen Evil 4.

Вдохновить при дизайне персонажа может все, что угодно. Этот пункт надо разобрать отдельно. Можно придумать монстра, которого никто не подозревает в том, что именно он и есть монстр

Так поступили создатели мультфильма 2006 года «Дом-монстр». Они подарили нам одно из самых интересных и необычных страшилищ.

Этот пример, хоть и один из лучших, однако уступает следующему. Ведь он, действительно, потрясает воображение. Вы когда-нибудь видели монстра размером с планету? Игра Dead space 3 показала всему миру такое существо – Луна некроморфов. Планета полностью состоит из трупов(!), образуя единый живой организм.

МОНСТРЫ ОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ

Монстры, рассмотренные выше, имеют фантастический облик. Но даже простой человек без гипертрофированной внешности может оказаться страшнее любой кракозябры.

Многие смотрели фильмы про маньяков – Джейсона Вурхиса, Эдди Крюгера, Майкла Майерса. Один из трех китов, на которых держится фильм, – это жестокость. Современного человека трудно удивить таким образом. Поэтому жанр фильмов про маньяков переживает свой кризис. Но один из выходов в сложившейся ситуации – это показать жестокость шокирующую. 

Самых харизматичных маньяков я встретил не в фильме ужасов, а как вы думаете где? Не поверите, в аниме-боевике!

Близнецы на картинке не имеют собственных имен. Заместо них «псевдонимы» – Гензель и Гретель. Мало того, что они имеют необычный для маньяков милый вид, так они еще и обладают трогательной предысторией.

Эти дети выросли в румынском приюте для сирот. Туда они попали в результате запрета абортов во время режима Николае Чаушеску. Пока они там находились, их заставляли сниматься в фильмах для богатых педофилов, во время которых их либо насиловали, либо заставляли убивать других детей. После этого детская психика пошатнулась и они стали маньяками.

Монстры – это те люди, которые сотворили такое с детьми. Нечеловеческая жестокость уродует людей до неузнаваемости.

Еще один пример можно найти в дополнении Whistleblower для игры Outlast.

Маньяк-психопат с тяжелым прошлым Эдди Глускин обитает в заброшенной психиатрической больнице «Маунт-Мэссив». Он одержим идеей найти невесту. Проблема в том, что в данной психбольнице все поголовно мужчины. Но он решил свою проблему при помощи гибрида стола и циркулярной пилы. В один из моментов прохождения игры можно увидеть спортзал, где под потолком на арматурах висят около 200 его жертв.

Конечно, такие люди нам вряд ли встретятся в жизни, если вы не работаете в правоохранительных органах. Но могут встретиться экземпляры с не менее страшной черной душой. Это, как правило, циничные люди, абсолютно не ценящие человеческую жизнь. Яркий пример – Свидригайлов из книги Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В прошлом он был карточным шулером, попавшим в долговую тюрьму. Потом его долги выкупила Марфа Петровна, после чего он на ней женился. Через некоторое время он изнасиловал девочку-подростка, после чего она покончила с собой. Также он с особой изощренностью и жестокостью довел до самоубийства слугу Филиппа. Но он не испытывает абсолютно никаких угрызений совести. Ему все равно.

Если бы вы довели до самоубийства двух человек, как бы вы себя чувствовали? Аморальный образ жизни делает из человека чудовище.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Напоследок общие рекомендации по дизайну чудовищ:

  • Золотое правило при создании внешности монстра – это сделать его облик визуально ярким, но таким, чтоб возникал вопрос: «Как такой организм может существовать? Это невозможно!».
  • Играйте на подсознательных страхах вашего зрителя. Самые популярные фобии – боязнь высоты, темноты, замкнутых пространств и одиночества.
  • Посмотрите на старых монстров по-новому. У нас в голове устоялся стереотип, что вампир – это аристократ, пьющий кровь и спящий в гробу днем. Но что, если сделать его, например, мутантом (STALKER) или взять не из румынской, а из индонезийской мифологии («Мистика на Бали»).

  • Сделайте монстров мерзкими. Но не переборщите! Ведь мерзость, как острый перец. В малых количествах он сделает блюдо вкусным, а в большом – попросту несъедобным.
  • Элемент неожиданности и разрушения стереотипов. Например, в фильме «Ужасающий» 2016 года главный герой, клоун по имени Арт, стал первым  маньяком, который  использовал пистолет против своих жертв (очевидно, но невероятно).

Наша статья подходит к концу. Я надеюсь, что она была полезной и я помог тем, кто хочет творить в жанре «хоррор». Успехов вам в деле создания своих запоминающихся монстров.

Интересные ссылки:

[1] Экстремальные охотники за приведениями 5 серия «Демоническая поэзия».

[2] Компьютерная игра DreadOut Act 1

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты