Как создать свой комикс - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяЭкспертное мнениеКак создать свой комикс

Как создать свой комикс

Комиксы вновь находятся на волне популярности. Многие после просмотра фильмов и сериалов Marvel и DC загораются желанием купить и почитать эти рассказы в картинках. Один, второй, и вот у тебя уже целая полка выделена под иллюстрированные книжки. Оказывается, интересный жанр. И тут-то приходит в голову идея: а почему бы не попробовать себя в комиксах? Нарисовать человечка, пририсовать облачко и написать фразу по типу «ба-да-бум». Не так уж и сложно, но…

Разобраться, с какой неведомой силой предстоит столкнуться в процессе создания рисованных историй, помогут братья Александр (писатель и сценарист) и Игорь (иллюстратор и дизайнер персонажей) Зиненко, которые выпустили свой комикс «Счастливого конца света» и теперь знают эту кухню изнутри.

Первые шаги

Есть несколько путей.

  1. Любительский. Человек хочет сделать что-то для себя и друзей, разобраться с внутренним позывом «рисовать». Первые шаги любителя – попробовать свои силы в том, что ты можешь нарисовать и что хочешь нарисовать. Действия в этом направлении – это подражание. Не стоит ожидать гениальных результатов и корить себя. Главное – пробовать.
  1. Уровень художника/автора комиксов – люди, которые хотят профессионально заниматься любимым делом, но при этом работать не на себя, а на студию. В этом случае все персонажи и рисунки будут принадлежать студии, потому что она за это платит, она заказчик.
  2. Уровень превращения комикса в бизнес – создание студии, издание комиксов, открытие сети магазинов комиксов. Например, история российского издательского дома Bubble Comics. На этом уровне, в первую очередь, важно обзавестись хорошим источником инвестирования и найти профессиональных сотрудников в штат.
  1. Авторский уровень. Объединение усилий с несколькими людьми (писателями, художниками). Вы создаете свой продукт. В России такое мало распространено. В других странах это получается сделать за счет финансирования издательства. Нередко бывает, что команда собирается вместе и предлагает студии проект. Идея «заходит», потому что эти люди уже имеют опыт, популярность и свою аудиторию. Так американское издательство Image Comics принимает заявки на создание комиксов: там вы создаете продукт и гарантируете, что будете издавать его регулярно. Это издательство не платит постранично, платят с тиража. В этом случае, авторские права достаются вам.

Что почитать

Александр Зиненко, писатель и сценарист:

– Главный принцип в выборе учебной литературы – хотеть научиться. Не столько важна литература, сколько твоя пытливость. Ты можешь листать комиксы и замечать прикольные кадры. Так происходит с нами, и вот я говорю: «О, Игорь, может здесь попробовать так?». Набирается база определенных способов рассказать историю визуально.

При просмотре комиксов авторов, у которых хочешь чему-нибудь научиться, ты берешь какие-то детали на заметку. Перерисовываешь их, чтобы понять, что из этого удобно и можно перенять, а что не нужно.

Читать тематическую литературу нужно обязательно, но не всю.

«Чернильные кадры» Маркоса Матеу дают профессиональные знания: про композицию кадра и визуальное повествование. У него есть и другие полезные книги, например, о перспективе.

Есть различные учебники (например, Стена Ли), которые рассказывают, как делать комикс. Но зачастую не так важно понимать это. Не обязательно уметь рисовать комикс, достаточно уметь рисовать что-либо, чему и нужно научиться. Тут, например, вам помогут книги Эндрю Лумиса по основам рисования портрета и анатомии. В них есть схемы и объяснения как одно влияет на другое.

Красиво оформленная трилогия Скотта Макклауда, доступная в плане восприятия, но не совсем практичная, подойдет для тех, кто ищет вдохновения.

Сценарий

Александр Зиненко, писатель и сценарист:

– Создание сценария – специфическая вещь. Правда в том, что ты никогда не угодишь всем читателям, особенно читателям интернета.

Если вы задумываете небольшой комикс, достаточно небольшой шутливой ситуации. Важна оригинальность и необычность сюжета, чтобы комикс мог конкурировать с фильмами и сериалами.

При написании сценария следует понять смысл истории, которую ты рассказываешь. Найти посыл и придумать героев, которые будут двигать сюжет.

Основные принципы писательства распространяются и на комиксы. Но если относиться к этому с научной точки зрения («нужно три акта и не больше, а вот здесь обязательно должна быть завязка!»), ты потеряешь интерес к истории в этой погоне за классической формой. Пусть звучит избито, но правила созданы, чтобы их нарушать.

Придерживайтесь своей подачи. В своем «Счастливом конце света» братья Зиненко опирались на то, что это должен быть мультфильм в виде кадров. Если ты посмотришь комикс, увидишь, что там много молчаливых кадров, в которых происходят какие-то действия. Обычно в комиксах, где всего шесть кадров на страницу, прибегают к диалогам, каждый кадр – диалог или его часть. Рисование, таким образом, сокращается, история сужается. Игорь и Александр выбрали иной способ повествования. На странице их работы помещается 13 кадров, выходят две стандартные страницы на одной.

Иллюстрация

Как построить процесс работы, художник решит с помощью метода проб и ошибок. Для Игоря рисование на бумаге идет проще. Между прочим, французские авторы тоже до сих пор рисуют на бумаге.

План действий:

  1. Прочтение сценария, раскадровка (разлистовка), рисование. Смотришь, как вертикальные и горизонтальные кадры складываются в одну страницу, чтобы выглядело динамично и все было понятно, читабельно. Зритель, смотря на кадры, должен правильно их воспринимать. Есть своя специфика подачи: длинные кадры – затянутый момент в истории, короткие – быстропроходящее действие. Можно по-разному интерпретировать кадры, главное – правильно это делать. На этом этапе обсуждается, насколько видения сценариста и иллюстратора совпадают.
  2. Контуровка – обводятся линии. Потом раскраска в соответствии со стилем вашего комикса. На этапе обводки важно подставить облака, чтобы знать, что будет перекрыто. Работа может проходить в Photoshop и Manga Studio. В Manga Studio есть специальные инструменты, перспектива, кисти и заготовки.
  3. Пересматриваем страницу, заверяем.

Дизайн персонажей – отдельное направление в анимации и комиксах. Это значимый момент. Человек реагирует на персонажа и ассоциирует себя с ним. Очень важно, как выглядит герой. Следует помнить, его нужно будет рисовать много раз с разных ракурсов, поэтому необходимо понимать, как строится его тело, лицо, лежат волосы.

 Игорь Зиненко, иллюстратор и дизайнер персонажей:

– Когда мы работали над каждым нашим персонажем, отталкивались от его личности, характера и предыстории. Например, наш главный герой Оливер пассивный, поэтому одежда у него повседневная, домашняя, холодных цветов.

Александр Зиненко, писатель и сценарист:

– Но его волосы рыжие, пламенные. Это прием, говорящий, что в персонаже есть потенциал, желание двигаться, но существует причина еще неизвестная читателю, из-за которой герой вынужден вести себя именно так. В дизайн персонажей «Счастливого конца света» вложены особая мысль и предпосылки, что будет впереди.

Помимо рисовки персонажей нужно обращать внимание и на общий дизайн. Есть страницы с именами создателей и прочими аспектами, требующими от тебя внешнего оформления. Также нужно создать привлекательную обложку, которая очень вкусно расскажет о содержании.

Выпуск комикса, распространение и привлечение аудитории

 Игорь Зиненко, иллюстратор и дизайнер персонажей:

– Насколько я знаю из опыта художников, о них узнают, когда они участвуют на каких-то комикс-конференциях, комик-конах. Для них это, своего рода, общение с аудиторией.

Александр Зиненко, писатель и сценарист:

– Нас это отталкивало, потому что ты сидишь со стендом и продаешь свои комиксы, картинки, наклейки. И ты не как художник или кто-то приглашенный, а как продавец. Вам сколько комиксов: один стакан или два?

Сначала из-за незнания дела вы можете придерживаться неверной стратегии. Со временем подход изменится. Вот, вы думаете, если круто сделаете комикс, вас заметят, увидят и поддержат, людям захочется дальше следить за проектом. Оказывается, не так. Из-за большого потока информации людям как можно чаще нужно напоминать о себе. Иногда качество не играет такую важную роль как постоянство.

Нужно приучить себя обращать внимание других на то, что вы делаете. Чем больше закинете удочек, тем больше вероятность, что на одну из них кто-то клюнет. Александр и Игорь активно занимаются продвижением, они отправляли свои работы на сербские конкурсы и американский грант, участвовали на таких выставках как Кинохакатон и КомМиссия.

Есть на просторах интернета такое хорошее явление как краундфандинг. Вы не поймете, что это такое, пока не попробуете. Не стоит рассчитывать, что вы с легкостью соберете нужную сумму, пусть даже у вас есть своя аудитория. Не следует сразу делать большой размах. Без активных пользователей, с которыми вы общаетесь и которые доверяют вам, это не сработает. У многих новых последователей есть фактор недоверия. Нужно начинать с близких людей, чтобы запустить цепную реакцию поддержки. Будьте готовы, даже если вы соберете деньги, дальше тяжелее: искать типографию, заниматься рассылкой.

Чтобы избежать такого напряжения, лучше печататься в издательстве. Но не стоит ожидать больших процентов. На начальных этапах главное – получить известность и отклик. Первый комикс делается для того, чтобы люди узнали вас. Многие издательства нацелены напечатать законченную историю в объеме от 40 страниц и больше. На синглы (24 страницы) никто не соглашается. Их печатают в Америке. Что касается прибыли, везде по-разному: 5% от продаж, 15%, 20%, гонорары. Некоторые издательства предоставляют определенное количество бесплатных комиксов для автора или возможность приобрести их по закупочной цене.

Хорошей идеей будет запустить авторскую страницу на Patreon или Boosty, как сделали это Зиненко. Тогда публика, которая полюбила персонажей и их историю, поддержит вас. Но это будет работать, если людям действительно будет нравиться то, что вы делаете, и им будет предоставлена возможность поделиться своим мнением.

Пока вы раздумываете создавать ли собственный комикс или остаться в роли читателя, предлагаю пройти тест и узнать, кто вы из комикса братьев Зиненко «Счастливого конца света».

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты