Ключ от стресса - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ

Ключ от стресса

В связи с начавшимися экзаменами у школьников и продолжающейся сессией у студентов, у тех и других возникают проблемы со стрессоустойчивостью. По этой причине я взяла комментарий у школьного психолога, который как никто другой знает, как работать со стрессом у учеников. «Нервничать можно, вы же живой человек», – именно эту главную мысль выдвинула Наталья Викторовна Шульц. Проблема стресса решаема, давайте рассмотрим, как же с ней справиться.

– Какие люди сильнее подвержены стрессу?

– Это люди со слабым типом нервной системы, повышенной тревожностью, не умеющие осознавать свои эмоции и управлять ими.

– Как стресс влияет на организм человека? К каким последствиям он может привести?

– В зависимости от того, какой стресс. Может мотивировать и вдохновлять, бодрить и придавать силы, а может разрушать, быть спусковым механизмом болезней. Все зависит от ситуации и отношения человека к ней.

– Как часто к вам обращаются ученики из-за трудностей с учебой?

– Чаще всего обращаются преподаватели и родители. Мы работаем и с ними, и с ребенком, испытывающим трудности в учебе. Но есть случаи, когда обращается ребенок, с которым мы осознаем, что самый близкий и родной человек для него – это он сам, только он может определить, как сложится его жизнь.

– Как стресс влияет на успеваемость?

– Если ученик испытывает сильный стресс, когда его вызывают к доске или говорят, что сейчас будет контрольная работа, то его мозг перестает мыслить конструктивно. Сжимаясь от страха, ученик не может дать правильный ответ, забывает элементарные вещи. Из-за этого его оценка будет хуже. Это еще сильнее закрепит страх перед подобными ситуациями.

– Чем может быть полезен стресс?

– Стрессовая ситуация – это выход из зоны комфорта, а значит, возможности. Если человек подходит к нему с умом, то стресс мобилизует, вдохновляет и придает силы. Это всегда возможность развития.

– Какую роль играют родители в состоянии ребёнка? Как они могут помочь своим детям справиться со стрессом, вызванным учёбой?

– Родители играют огромную роль. Именно они и формируют установки, ценности ребенка, его отношение к учебе, к жизни, к себе. В первую очередь, родителям важно быть крепким тылом и благословлять своего ребенка на развитие, всегда верить, что он развивается, верить в него. Необходимо формировать у ребенка самоценность и положительную «Я – Концепцию»: я – хороший, я развиваюсь, делать ошибки – нормально, учиться – интересно!»

– Какую позицию должны занять преподаватели, чтобы ученик не испытывал тревогу?

– Позицию наставника, который помогает развиваться, узнавать и осознавать новое.

– Как самостоятельно справиться со стрессом? Есть ли необходимые практики?

– Конечно, есть. Во-первых, важно снизить значимость ситуации и расставить приоритеты. Во-вторых, выполнить дыхательные техники, помогающие настроиться на жизнь, спокойствие и силу. В этом помогут упражнения «Ха», «Насос», йоговское дыхание, «Квадрат». В-третьих, помочь себе избавиться от напряжения и мандража. Это может быть бег, физическая нагрузка, громкое пение и т. д. Также хорошо помогает нервно-мышечная релаксация, когда вы сначала напрягаете, а потом расслабляете отдельные части тела. В-четвертых, позаботьтесь о себе: выстроите режим дня, обеспечьте полноценный сон, обогатите питание качественными белками, жирами, пейте больше чистой воды. В-пятых, сформируйте план действий и четко ему следуйте.

– Помогают ли книги/фильмы/музыка справляться со стрессом?

– Да, конечно. Есть много книг и фильмов, которые вдохновляют, учат справляться с трудностями, формируют с помощью примеров веру в себя и в свои силы. Очень рекомендую книгу и фильм «Поллианна», книги Дейла Карнеги, Ника Вуйчича, Девида Аллена. А музыка в целом играет большую роль в работе с эмоциями. Очень важно наполнять свою жизнь музыкой осознанно.

– Как не нервничать из-за экзаменов?

– Нервничать можно, вы же живой человек. Позвольте себе попереживать, но недолго.

– Осознайте, что это не главное в вашей жизни, что будут и события поважнее ЕГЭ и сессий, что всё это когда-то пройдет. А потом действуйте по тем шагам, которые мы рассмотрели выше. Вперед, к успешной сдаче!

– Как вернуть себя к спокойному состоянию во время важного экзамена?

– Дышать. Глубоко, спокойно, делая выдох в два раза длиннее вдоха. Попить водички, представляя, что пьете сок «Гамми», наполняясь силой и мудростью. Поприседать, попрыгать, запланировать крутой и приятный вечер, когда всё пройдет. Главное настроиться не на оценивание, а на узнавание чего-то нового. Это гораздо интереснее!

– Как повысить свою стрессоустойчивость?

– В первую очередь, примите себя, полюбите себя, относитесь к себе уважительно и бережно. Далее выявите те факторы стресса, которые для вас болезненны: для кого-то это конфликты, для кого-то выход к доске, для кого-то поездка в транспорте. Позвольте себе быть несовершенными. Смягчите по возможности эти ситуации, а затем сформируйте те способы, которые помогут вам справляться с ними. Это можно сделать через проигрывание различных ролей, телесную терапию, дыхательные техники, отработку алгоритмов поведения в разных ситуация.

– В каких случаях стоит обращаться к психологу за помощью с данной проблемой?

– К психологу я советую обращаться всегда: и когда предстоит стрессовая ситуация, чтобы конструктивно ее прожить, и когда ты уже в стрессе и не можешь с ним справиться. Если самопомощь не помогает, нужно обязательно обратиться к специалисту.

Беседовала Елизавета Левшина, подготовительный курсы журфака ЧелГУ

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты