Мальчик, который заработал, или литературное волшебство «Гарри Поттера» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяЭкспертное мнениеМальчик, который заработал, или литературное волшебство «Гарри Поттера»

Мальчик, который заработал, или литературное волшебство «Гарри Поттера»

— Ты волшебник, Гарри.

— Я что?

— Волшебник.

— Нет, вы, должно быть, ошиблись – я просто Гарри… всего лишь Гарри.

Очередной осенью, уже на протяжении 25 лет, мальчик, который выжил, отправляется в учебное заведение для волшебников – Хогвартс, на встречу удивительным приключениям. Пожалуй, мало кто хотя бы раз не слышал имени Гарри Поттер. И если для кого-то знаменитый волшебник является лишь популярным героем детских книжек, то для других уже традицией начала учебного года, атмосферой осени, уюта и символом безвозвратно ушедшего детства.

В 2022 году первой книге «Гарри Поттер и философский камень» исполнилось 25 лет, а первой части одноименного фильма 20. На истории о волшебных палочках, распределительной шляпе, заклинаниях и уроках зельеварения выросло целое поколение детей. Но можно ли считать «просто Гарри» – мальчика в очках со шрамом на лбу, литературной современной классикой или же это тщательно продуманный бренд, на котором неплохо зарабатывают и по сей день?

«Знаменитый Гарри Поттер не успел зайти в лавку и тут же попал в газету»

Фотография: www.kakprosto.ru

Первый роман о Гарри Поттере и его друзьях Роне Уизли и Гермионе Грейнджер был написан Джоан Роулинг в 1997 году и сразу же обрел своих поклонников. Уже в 2001 году завершились съемки «Философского камня», в котором полюбившиеся читателям герои книги предстали миру в лице Дэниела Рэдклиффа, Руперта Гринта и Эммы Уотсон.

Серия романов была переведена на более чем 80 языков, включая древнегреческий и латынь, была издана в более чем 200 странах, тираж популярной фэнтези измеряется миллионами копий, восемь фильмов вошли в список самых кассовых, а герои книг в один миг стали самыми узнаваемыми персонажами в мире. Все это, конечно, сыграло на руку создательнице франшизы и позволило сделать из бедного «мальчика в очках» дорогой бренд.

+10 очков Роулинг!

Одной из причин такого умопомрачительного коммерческого успеха вселенной Гарри Поттера можно считать умело использованные Джоан Роулинг знакомые образы. Образы школы – того места, которое узнаваемо каждому читателю, главных героев-школьников, чьи подростковые проблемы присущи большинству людей на этапе взросления или обыденных походов по магазинам.
Именно оперирование реалистичными предметами и событиями не вызывают у человека сильного диссонанса и служат хорошей почвой для продвижения определенных товаров под маркой бренда. И в случае с «Гарри Поттером» это, конечно же, парк развлечений «Wizarding World of Harry Potter», где можно переодеться в школьную форму и на денек вновь стать подростком, который прогуливается по Косому Переулку в поисках волшебной палочки.
И если с коммерцией тематического парка все понятно, то как быть с не менее известным памятником платформы вокзала «9 и ¾», которая буквально сошла со страниц книги и обосновалась на лондонском вокзале Кингс Кросс? Да, на бесплатном туристическом объекте не заработаешь, но на «чудом» разместившемся рядом с ним магазинчике сувениров – вполне. Там можно найти различную атрибутику с символикой факультетов Хогвартса: от шарфов до конфет – еще одних узнаваемых образов, одновременно хорошо реализуемых как в романах, так и в маркетинге.

Магия вне Хогвартса

Фотография: dzen.ru

Такая популярность волшебной истории не могла не породить сотрудничества с различными производителями. Лицензию на продукцию по вселенной Поттера получили более ста компаний мира. Mattel и Hasbro Tigger, создавшие игрушки, Mars, воссоздавшие шоколадных лягушек, Lego, выпускающие конструкторы миниатюр мира Гарри, Electronic Arts, создавшие по мотивам фильмов компьютерные игры или знаменитые конфеты «Bean Boozled» от Jelly Belly – все это лишь мала часть товаров популяризирующих франшизу. Согласно проведенному опросу 19% респондентов так или иначе знают «Гарри Поттера», никогда не смотрев фильмов и не читав серию романов.
Сначала спрос рождает предложение, а затем предложение рождает спрос.

То, о чем не говорят

Несмотря на все достижения «Гарри Поттера» сейчас – дорога к успеху отнюдь не была столь гладкой как «по взмаху волшебной палочки». Джоан Роулинг не имела огромного состояния для быстрого продвижения своей первой книги. Мало того, ее рукопись отклонили 12 изданий. На разработку «идеального» коммерческого плана у писательницы просто не было и времени, ведь она воспитывала малышку-дочку одна, оставшись лишь на социальном пособии. Все что было у женщины тогда – небольшая печатная машинка и огромная идея.

«Слова – неиссякаемый источник магии»

Фотография: draft.blogger.com

Именно на небольшой печатной машинке Джоан Роулинг и сотворила свое собственное литературное волшебство, вплетая в сюжет мифологию, легенды, истории реальных исторических личностей. Во вселенной чудом выжившего мальчика задействованы различные узнаваемые образы-архетипы: круглая отличница Гермиона, выскочка Драко Малфой из богатого рода, вечные шутники близнецы Уизли или смелый и пылкий Гарри Поттер. Но несмотря на всю простоту узнаваемость литературных образов, персонажи не выглядят картонными, лишенными личностного развития. Они сомневаются как Драко, которому предстояло убить Дамблдора, они переживают личную утрату как Джордж, потеряв брата-близнеца, они готовы совершать безумные поступки как Гарри, узнав правду о смерти своих родителей, они познают всю боль разбитого сердца как Гермиона, когда Рон был с другой.

Джоан также удается держать читателя в напряжении на протяжении всех семи книг. Мы как клубок распутываем тайну детства Гарри, срываем маски с героев и видим их в другом свете, все больше погружаемся в таинственный магический мир, мы словно подбираем ключик к каждому событию вместе с персонажами.

На вид казалось бы такой далекий от читателя магический мир, а имеет прямую связь с миром реальным. Например, путешествие героев на «Хогвартс экспресс», который отходит от существующей станции вокзала, автобус «Ночной рыцарь», который перемещается по улочкам Лондона, Косой Переулок, находящийся в магической части Лондона или сам Хогвартс, расположенный в Шотландии.

Под пером Роулинг красоту приобретают и самые обычные, рутинные вещи – чтение газет, поход в банк, покупки в магазине, чтение писем, учеба.
Это все заставляет поверить в волшебную историю, найти волшебство и в обычной жизни.

Инфографика: Валерия Широченкова

«Счастье можно найти даже в темные времена»

Сколотил ли «Гарри Поттер» состояние на своем громком имени или же стал культовым произведением современности – это не отменяет того факта, насколько сильно полюбилась волшебная история о мальчике-волшебнике обычному читателю. Фразы из книг разлетаются на цитаты, характерные образы персонажей копируются фанатами на праздники, символика вселенной узнаваема во все мире. Каждый читатель находит в героях что-то свое, особенно близкое ему самому, спасающее его в трудные моменты жизни, отчего история о волшебстве становится по-настоящему волшебной.

Валерия Широченкова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты