От юного фантаста до создателя вселенных

Книжные фантастические миры привлекают к себе внимание огромного количества читателей всех возрастов, но задумывались ли вы когда-нибудь, кто за ними стоит? За псевдонимом Павел Вяч стоит преподаватель английского языка в обычной школе, который стремится не только создать увлекательные произведение в жанре литературного RPG, но и внести свой вклад в будущее школьников. Знакомьтесь, преподаватель школы номер 84 Часовский Павел Вячеславович.

Расскажите поподробнее, в какой школе вы учились? 

Сначала я учился в 95-й школе. Это с 1-го по 3-й класс. Тогда еще не было 4-го класса. Потом я поступил в 12-ю школу на северо-западе. С 5-го по 7-й класс учился там. В 7-м классе к нам пришли на урок турки. Они ходили по всем классам и приглашали пригласили пройти вступительные испытания в русско-турецкий лицей. Я прошел все туры и с 7 по 11 класс ездил туда с двумя пересадками, путь был неблизкий.  

У нас был отдельный урок турецкого языка, отдельно 7 английских, чтение, устная речь и так далее. И потом уже все предметы были на английском, кроме истории, общества и литературы с русским. Мне кажется, одно из лучших учебных заведений России в свое время было. По той причине, что все были замотивированы. Был очень сильный преподавательский состав. Образцом для подражания был Царскосельский лицей. Также хочу выделить нашего классного руководителя Талию Евгеньевну Иванову и учительницу русской литературы Ольгу Михайловну Колесникову.  

Нам настолько нравились наши уроки, что мы все сдавал литературу на ЕГЭ. Мне для поступления нужно было, я сразу же понял, что пойду на филфак, а остальные ребята просто из-за того, что препод был очень классный. Помню литературные гостиные*, наши споры на уроках, суд над Чацким и так далее. Самое яркое воспоминание лично у меня. На мой взгляд, в школе все-таки преподают непростую литературу, она достаточно тяжело идет моментами, потому что многие не доросли до нее. Но нам подавали так, что это было реально интересно, мы все читали. Благодарен Русско-турецкому лицею, до сих пор с одноклассниками поддерживаем связь в чатах разных.  

  • * Литературные гостиные – культурный феномен, зародившийся в дворянских салонах XVIII века. С ними связаны история формирования литературного языка, воспитания эстетического вкуса, знакомства с лучшими достижениями литературы и культуры. 

Почему именно филфак? 

Филфак One Love! Когда учился в лицее, я постоянно читал. На уроке истории, обществознания, у меня книжка под партой была, читал в основном фэнтэзи и фантастику. В 10 классе нужно было выбирать куда идти.  

Во-первых, даже не знал, куда. Во-вторых, я понял, что у нас английский был сильный в лицее. Хочешь, не хочешь, ты его выучил. Плюс мне читать нравилось. Я понимал, что физика, математика мимо, я не сдам экзамен. Подумав, понял, что мне путь на филфак только. Мой конек — литература, а английский, если что, поможет заработать. Мысли такие были.  

Таким образом я очутился на зарубежном отделении филфака ЧелГУ. Вообще об этом не пожалел ни разу. Учителем не собирался становится, случайно получилось, писателем тоже не собирался. Никем не собирался, не знал вообще, что будет после университета. В начале пятого курса начал уже подрабатывать в школе. Когда поехал по Work and Travel в Америку успел там в школе поработать, было интересно делиться опытом с ребятами, общаться. Приехав обратно, решил остановиться на этой профессии. Так и осел.

Каков ваш основной принцип обучения как преподавателя? 

Насчет обучения английского я и мой брат Никита Вячеславович (преподаватель иностранного языка факультета журналистики ЧелГУ) считаем, что это дело каждого человека, знать или не знать. Все уже взрослые, начиная даже с восьмого класса. Ты понимаешь нужен он тебе или нет. Мотивировать да, вдохновлять да. Заставлять зачем? Учеба должна удовольствие приносить, уж тем более про студентов, что говорить.  Если тебе нужен английский, ты будешь его учить. Ты возьмешь от преподавателя все, что тебе нужно. В ином случае тебе комфортнее в телефончик позалипать или на пару не прийти. Это твой выбор. Лучше уж в студенчестве ошибку сделать, поняв это к 25 годам, чем потом в более позднем возрасте опомниться, совершив ошибку, которая тебе, возможно, жизнь сломает. 

На уроке истории, обществознания, у меня книжка под партой была.

Что для вас важнее — преподавание или писательство?  

Писательство стало важнее. Я просто понял, что книги читают десятки тысяч человек, а в школе у меня максимум 100–200 человек, которых я могу охватить и свои мысли донести. Вторым звоночком, прям таким мощнейшим, была прямая линия с Владимиром Владимировичем Путиным. Мне очень понравился вопрос, который ему задали. «Где вы берете энергию?». Он сказал, что есть цель и если человек знает цель, то он к ней идет. Остальное шелуха. Я понял, что, к сожалению, школа для меня стала этой же шелухой. Что я сейчас занимаю чужое место какого-то классного учителя английского языка, что я постоянно думаю о книгах и что оно на текущий момент для меня стало важнее. Поэтому в школе последний год работаю и полностью ухожу в книги. 

Помню, что вы уже один раз увольнялись, но почему вернулись?  

Два года назад это было. Тогда все внимание было уделено писательству, пошла сильная отдача. Когда в сентябре на работу не вышел, было круто. Распорядок дня был примерно таким: утром просыпался, работал над сюжетом, героями, прописывал все. До обеда у меня уже был черновик, и к вечеру я уже либо переключался на другие дела по продвижению книг, либо же вторую главу писал или уже писал читабельную, чистовую версию.  

Затем у меня начались сны, что я в школе работаю, что меня там класс ждет, что там двери открываются. Постоянно везде начал видеть на домах, на улицах, на машинах, цифры 84 и 215. 84 — это школа, 215 мой кабинет. Это меня преследовало до ноября. Как-то на пробежке встретил директора школы, Галину Александровну Красюн. Заговорили. Она сказала, что ребята скучают. Я все эти события за знак воспринял. Самое главное было, конечно, что ребята скучают. Вернулся. 

Думаю, что ближайшие лет пять-десять книгам посвящу, а там уже частную школу открою. Там будет побольше всяких интересностей, но это когда будет капитал, спонсоры. 

Есть цель и если человек знает цель, то он к ней идет. Остальное шелуха.

Как раз про актив: когда вы были моим классным руководителем, вы агитировали ребят участвовать в волонтерской деятельности. Собирать вещи бездомным и так далее. К этому нужно приучать? 

Я думаю, нужно, потому что волонтерство — это желание поделиться, желание помочь. Не с точки зрения спасателя, а в более простом плане. Банально прокачать в себе щедрость, великодушие, стать сильнее благодаря этому. Бывают люди кому не повезло, те, кого судьба в такую ситуацию поставила из которой они не могут уйти, выпутаться. Понятно, что это их зона ответственности, остаться в этом положении или что-то изменить. Но, я думаю, помогать должен каждый. Хотя бы быть готовым помочь.  

Иначе, знаете, как говорят, рад и ай. В чем разница? Один и тот же пир, везде стол ломится, и что в аду, что в раю рук нет у людей. В аду все пытаются как-то на стол залезть, вывернуться, а в раю люди берут ложки в рот и кормят друг друга. То есть, помощь делает человека чище и светлее. Зла и так в жизни хватает.  

Правда сейчас мне стало проще денюжкой помогать и сейчас это по большей части помощь фронту. Челябинское отделение Орды у нас есть. Я с ними, правда, не встречался. Мы только в чате общаемся. Помогаю, правда, тоже денюжкой. В школе тоже собираем для фронта посылочки. Времени для какой-то другой помощи не хватает. В основном работа преподавателя все время отбирает. 

По сути ведь, сама работа в школе — это волонтерская деятельность. Помощь обществу, воспитание молодого поколения, но из-за того, что тебе платят какую-то копеечку, руководство считает, что вправе требовать с тебя сверх нормы. Я вроде служу обществу здесь, так как считаю, что преподавание — это служение, но из-за всех дополнительных часов и переработок это уже превращается в службу. Даже в рабство в некоторых моментах.  

Это уже вызывает возмущение. Поэтому преподавателям очень сложно прокачивать сферу волонтерства. Банально должно быть время для этих вещей. Для того, чтобы что-то организовать. А его нет, потому что куча часов, куча классов, куча бумажек и заданий еще сверхурочных. Проблема, однако. Поэтому потихоньку ухожу все дальше в литературу. 

Мотивировать да, вдохновлять да. Заставлять зачем? Учеба должна удовольствие приносить.

Кого можете выделить из своих коллег по литературе? 

Я многие жанры люблю, но сейчас читаю только фантастику, фэнтези. Очень много сильных авторов, но сегодня первым на ум приходит Андрей Стоев. Интересная история, красивый язык. Также из современных очень крутой автор Павел Корнев, кстати, наш челябинец. Я с ним виделся месяц назад на книжной ярмарке «Рыжий фест». У него книги не просто прода, как у большинства авторов (иногда я тоже этим страдаю), а он продумывает книгу от и до, весь цикл от и до. Все ружья, которые висят, стреляют. Я сейчас читаю его «Всиятельного» и прямо кайфую. Конечно, много еще авторов можно отметить, но есть нюансы. Скажем, на большую аудиторию я бы не стал называть их имена.  

Лирика или проза? 

Проза более длинная вещь, то есть с помощью неё ты растягиваешь удовольствие, получаешь разнообразные эмоции. Зачастую книги точнее и сильнее развивают в тебе эмоцию. Не просто идею какую-то поднимают, они ее взращивают. То есть стихи — это эмоциональный отлик, а книги — это уже взращивание эмоций. (смех) Только что придумал. 

Автор: Павел Григоренко

Фотографии из личного архива героя

Вам также могут понравиться эти

X