Получит ли ТЭФИ документальный фильм «Чернобыль. Нет пути назад»

чернобыль

За лучшую режиссуру спецрепортаж уже получил «серебряный» диплом и прошел в финал престижного телевизионного конкурса.

Во Владикавказе 7 октября стали известны имена финалистов 20-го юбилейного Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион». В номинации «Режиссер телевизионной программы» от Челябинских СМИ был представлен Илья Иванов с документальным проектом «Чернобыль. Нет пути назад».

Станет ли телеканал ОТВ обладателем заветной бронзовой статуэтки? Решится совсем скоро. Вполне может стать. На то есть причины. Поговорим об этом.

Начнем с того, что всероссийский телевизионный конкурс «ТЭФИ-Регион» – крупнейший престижный конкурс за высшие достижения в области телевизионных искусств среди производителей и вещателей медиа контента на всей территории России (телеканалы, кинокомпании, студии, продюсерские центры и объединения).

ТЭФИ – российская национальная премия за высшие достижения в области телевизионного творчества, учреждённая фондом «Академия российского телевидения». Получают такую награду телевизионщики с 1994 года по сей день. И, на мой взгляд, заслуженные «золотой» диплом с бронзовым «Орфеем», бурные овации журналистам и редакциям только стимулируют больший интерес профессионалов к своему делу. Дают отличный повод сдвинуть с прежней точки свои журналистские, операторские, режиссерские навыки. И вырасти до уровня уже на голову выше предыдущего.

Подойдем ближе к событию. Полуфинал «ТЭФИ-Регион» 2021. В номинации за режиссуру жюри конкурса из сорока работ для финала выбирают всего три. Это «Банда «чёрного» капитана» Анны Киселевой (г. Краснодар), «Тайны Текутьева» Нэлли Тоболкиной (г. Тюмень) и «Чернобыль. Нет пути назад» Ильи Иванова (г. Челябинск). Все конкуренты достойные, но тема нашего разговора про положительные стороны фильма челябинских СМИ.

Сюжет «Чернобыля» о крупнейшем в СССР атомном взрыве на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года этот город стал синонимом катастрофы. Аналогов аварии в мировой практике не было, как с этим бороться!? Люди шли в неизведанную область. В тот день 35 лет назад мало кто понимал истинные масштабы аварии.

Фильм вновь актуализирует масштабного уровня проблему – экологические последствия радиоактивного загрязнения. До сих пор неизвестно, сколько сил и сколько человеческих жизней потребовалось и потребуется еще, чтобы справиться с результатами катастрофы. Сейчас около 30 городов и огромное количество деревень находятся на загрязненной от аварии территории (Правительством РФ опубликованы точные списки территорий). В них живет где-то 2 миллиона человек. Создаются условия не информированности населения, проживающего в зараженных местах, о серьезности радиационной обстановки и об опасности радиации вообще. О помощи жителям никто не упоминает уже давно.

«Из присутствующих гвардейцев не желающих идти на выполнение задач есть?» «Нет», – отвечают ликвидаторы в специальном репортаже. На сегодняшний день героические действия людей, спасавших пострадавшие от аварии территории, практически забыты. Спецрепортаж напоминает о необходимости оказания социальной помощи чернобыльским добровольцам, о нужде в реабилитационных центрах, которых по России единицы, об увеличении разного рода льгот. В конце концов фильм фиксирует исторический момент для того, чтобы значимость его только возрастала (ведь герои живы!), а память не уходила.     

Еще Юрий Аксюта, главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала, говорил о профессии режиссера:

«Переоценить значение его работы практически невозможно. Он может уничтожить ваш проект, а может сделать из него шедевр».

Судя по оценке жури «Чернобыль» под наставничеством Ильи Иванова и авторством Леонида Клименчука удалось отснять качественно. Успеху в том числе поспособствовала высокая степень уникальности: по большей части проект построен на личных историях, воспоминаниях тех людей, которые являлись непосредственными участниками событий в Чернобыле. И это делает фильм источником редких данных, и вообще источником, разъясняющим и характеризующим масштабную катастрофу.

Ещё на этапе монтажа спецрепортажа режиссёр Илья Иванов и звукорежиссер Сергей Кухарь создают эффект настоящего документального кино. Для большего погружения зрителя в атмосферу 80-х истории героев сопровождаются дополнительными фоновыми звуками и кадрами, сделанными внутри разрушенных зданий. Например, когда в начале фильма ликвидатор рассказывает о заброшенной местности, в кадре появляется бывшая школа, в ней – грязные парты, книжки и тетради, а на фоне звучит хохот школьников.

«Илья Иванов предложил сделать заставку для спецрепа в стиле сериала «Настоящий детектив». А дизайнер Саша Вински безупречно исполнил задумку. Затем на монтаже Илья нашёл редкие кадры хроники времен 1986 года, а также фрагменты из научных передач советского времени о влиянии радиации на организм человека. Илья не даром стал финалистом главной телевизионной премии ТЭФИ-регион. Горжусь нашей командной работой», – делится с нами автор «Чернобыля» Леонид Клименчук.

Стоит упомянуть и разноплановость репортажа. Участники съемочного процесса рассмотрели проблему с разных сторон, обойдя для этого все значимые места события. В фильме задействовано шесть съёмочных локаций. Первая – у памятника ликвидаторам чернобыльской катастрофы в Копейске. Вторая – закладной камень на улице Кирова. Где планируется установить памятник ликвидаторам, а также другим пострадавшим от радиационного излучения. Третья – Челябинский тракторный завод. Там в 1986 собирали радиоуправляемые тракторы для ликвидации катастрофы. Четвёртая локация – дом ликвидатора Юрия Осколкова в Челябинске. Пятой локацией стал Свято-Троицкий храм, где хранится икона Чернобыльский Спас. Шестая и она же финальная – театр драмы имени Наума Орлова, где корреспондент произносит стендапы на камеру. Суммарно на поиск информации ушло больше месяца, на написание текста – неделя, на пост-продакшн – около трех недель.

Финал конкурса «ТЭФИ-Регион» пройдет в городе Санкт-Петербурге с 23 по 26 ноября 2021 года. Станут известны имена победителей в номинации «Режиссер телевизионной программы». У Челябинских СМИ достойные конкуренты. Но «Чернобыль» все же выделяется среди них тем, что «хранит» проблему, еще не ушедшую в прошлое, и оставшуюся с нами надолго. О ее решении необходимо говорить, места катастрофы нужно показывать, о героях-ликвидаторах нельзя забывать. Благодаря совместной работе команды все эти моменты были собраны и представлены в одном 14-ти минутном специальном репортаже «Чернобыль. Нет пути назад».

 

Фото телеканал ГТРК Самара.

Кадры из фильма «Чернобыль. Нет пути назад», данные инфографики представлены по масштабам катастрофы в целом.

 

Вам также могут понравиться эти

X