Роль поэзии в музыке - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяЭкспертное мнениеРоль поэзии в музыке

Роль поэзии в музыке

Молодое поколение может узнать отечественную литературу через современных исполнителей. Поэзия остается в песнях The Retuses, Земфиры, Басты и Алексея Воробьева.

Поп-музыка, рок-музыка, шансон и классические песни популярны среди нашего населения, как показал опрос Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. В нем три тысячи респондентов со всех регионов страны рассказали о своих музыкальных предпочтениях. Выяснилось, что мужчины и женщины обладают разными музыкальными вкусами. Так, представительницы прекрасного пола предпочитают слушать поп-музыку (42%) и классику (32%). Мужчины же любят шансон (47%), рэп (34%) и рок (19%). Независимыми стилями остались джаз, кантри и фольклор.

Музыка разделяет людей не только на «мужчин» и «женщин», но даже говорит нам о их доходах. Удивительно, но с увеличением заработной платы растет спрос на классику (с 25% до 34%) и авторскую песню (с 17% до 24%). Конечно же, музыкальные пристрастия зависят и от сферы деятельности. Профессия человека легко может рассказать нам о его музыкальных предпочтениях.

Аристотель говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Если музыка так сильно влияет на жизнь человека, можно ли ее приравнять к сегодняшнему искусству или приблизить к литературе?

О том, «живет» ли поэзия в нынешних популярных песнях, рассказала филолог Светлана Мусина.

Можно ли считать современные песни полезными для молодежи, есть ли в них поэзия?

– При всем уважении к молодому поколению не могу сказать, что песни, которые звучат из колонок и телефонов парней и девушек, можно назвать полезными. Я часто слышу в них антипоэзию: нечленораздельную речь, нецензурные и жаргонные слова. Крайне редко подмечаю какой-либо смысл в таких композициях. Конечно же, это относится не ко всем музыкальным произведениям. Есть у современных исполнителей хорошие и полезные тенденции для молодежи. Мне нравится, что певцы стали обращаться в своем творчестве к стихотворениям наших поэтов: цитируют строки или берут полностью то или иное произведение. Не секрет, что в школьные годы дети мало изучают литературу. Возможно, это хоть как-то сможет привлечь их к русским произведениям.

Песни, в которых звучат строки отечественных классиков, появляются во многих стилях музыки и нередко попадают в топы. Новые тексты уместно сочетают в себе нынешнюю лексику и стиль речи XIX-XX века. Польза таких песен заключается в том, что в головах у россиян заедают не бессмысленные строчки, вроде, «Давай на тет-а-тет. Ты и мой ТТ. Я прикрываю свой тыл, пара минус один», а «Письмо к женщине» Сергея Есенина в исполнении The Retuses. Небезызвестная Земфира тоже не обошла в своем творчестве стороной поэта, записав песню на стихи Есенина «Москва».

Чтобы донести до слушателей смысл композиции, нынешние рэп-исполнители часто обращаются за «помощью» к русской литературе.  Песня Басты «Райские яблоки» (или «Я когда-то умру») – спета на стихи Владимира Высоцкого.  Его же «Троллейбус» – это стихотворение Булата Окуджавы.

Текст песни Алексея Воробьева «Будь, пожалуйста, послабее» принадлежит Роберту Рождественскому. А недавно выпущенные «Комета» в исполнении JONY и «Зажигалка» от Vavana содержат строки стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

Классика русской литературы не стареет и не умирает, она живет в разных стилях музыки среди самых разных профессий и сейчас. Те песни, которые «гибнут» от бессмысленности текста, «оживают» с помощью парочки рифм наших поэтов. Было бы неплохо, если бы молодежь и взрослые люди знали не только современные композиции, а еще понимали, откуда они берут свои истоки.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты