Яндекс вместо Google: не личный выбор, а закон - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяЭкспертное мнениеЯндекс вместо Google: не личный выбор, а закон

Яндекс вместо Google: не личный выбор, а закон

российские приложения

Госдума во втором чтении одобрила законопроект об обязательной установке российских приложений на всю электронику, включая смартфоны, компьютеры и телевизоры. Какие именно приложения станут обязательными к установке, правительство определит позднее. Законопроекту еще предстоит пройти третье чтение, совет федерации и президента. И в случае его принятия, действовать он начнёт с 1 июля 2020 года. За нарушение закона будет грозить штраф до 200 тысяч рублей.

Многие представители компаний по производству электроники предупреждают, что закон окажет негативное влияние на российский рынок электротоваров. Более того, закон ставит под угрозу вопрос официального присутствия иностранных брендов в России. Apple, Intel, Microsoft открыто выступили против законопроекта. Но, кажется, комитету Госдумы все равно, что думают остальные.

Почему же обязанность устанавливать отечественные программные продукты вредна для рынка?

Начнем с того, что подобная практика не основана ни на каком опыте. Ни одна страна не может утверждать, что это позитивно скажется на развитии информационных технологий. Хотя такие мировые крупнейшие державы, как Китай и США, стараются увеличить процент собственного производства, но для них не существует крупных рисков и угроз, ведь в США накоплен колоссальный научно-технический потенциал. В области фундаментальных исследований, в том числе по искусственному интеллекту, самые цитируемые научные работы, по-прежнему, выпускают американские ученые. Китай также стремится укрепить свою роль одного из лидеров глобального цифрового рынка. В долгосрочном плане Китая намечено активное разрабатывание отечественных фундаментальных технологий. Доля их собственного производства должна быть не меньше 70%. Многие производители ориентируются на эти два крупнейших центра торговли, Россию же считают страной третьего мира, поэтому уйти с нашего рынка иностранным компаниям не составит труда.

А как же высококонкурентный рынок мобильных приложений? Отечественные продукты и так лидируют среди российских пользователей интернета, об этом свидетельствует статистика по скачиванию приложений. Сейчас в топе находятся Яндекс, Mail.ru, Сбербанк и многое другое. При этом огромную часть прибыли российские разработчики получают, работая на зарубежных рынках. Например, Google Play, App Store и некоторые другие. Если создать в этом поле для конкуренции искусственные ограничения, то есть принудить производителей смартфонов и другой аппаратуры для связи ставить приложения российского производства, то многие иностранные компании просто покинут наш рынок. Например, операционная система IOS вообще не предполагает предустановку сторонних приложений. Маловероятно, что производители продукции «Apple» отойдут от своих принципов и сделают исключение для российского рынка. То есть им придется уйти от нас.

А не сдадут ли под натиском таких мер свои позиции отечественные производители? Ведь правительство должно будет выбирать, чью продукцию можно ставить, а чью нет. Вероятней всего в этот список попадут самые известные и крупные разработчики. А что делать не попавшим в список компаниям? Скорее всего им дорога на мировой рынок. Значит версия, что все это нужно для поддержки отечественных разработчиков и производителей гаджетов автоматически отпадает, ведь для них это просто дополнительный барьер.

Реализация этой идеи приведет к большим потерям производителей. В конечном итоге качество продукции заметно упадет, ведь поставлять приложения на российский рынок будут несколько оставшихся крупных компаний, и необходимости конкурировать между собой у них уже не будет. А это значит, что рынок приложений обречен на стагнацию.

Думаю, многие согласятся с тем, что вся эта идея в принципе неправильная. Обязательная установка отечественных приложений не нужна. Пользователи и так хорошо скачивают продукты российских производителей. И все эти приложения мы устанавливаем по собственной воле. Поэтому, чем на самом деле руководствовались антимонопольщики при принятии закона, остается не озвученным.

Так все же зачем нужно это навязывание? Обычное импортозамещение? А может контроль информационных потоков, и очередная попытка установить слежку за российскими гражданами?

Представители антимонопольной службы утверждают, что это связано с безопасностью пользователей, борьбой за них и развитием конкуренции. Сторонники этой идеи явно лукавят. Ведь невозможно бороться за интересы пользователя, ограничивая его в выборе и снижая качество продукта. Не нужно считать потребителя идиотом.

Так что, учтет ли наше правительство предупреждения производителей, интересы пользователей и экономическую целесообразность, пока остается загадкой.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты