Чему учит 35-летний журфак ЧелГУ? Интервью с деканом Б.Н.Киршиным - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяГлавные новостиЧему учит 35-летний журфак ЧелГУ? Интервью с деканом Б.Н.Киршиным

Чему учит 35-летний журфак ЧелГУ? Интервью с деканом Б.Н.Киршиным

«Журналист эпохи цифровой демократии должен быть образованным, квалифицированным, опытным и умным». О том, как специалист нашей сферы может достичь этого в пределах журфака ЧелГУ, а также о жизни факультета в 1990-е годы и главном активе информационного общества рассказал Борис Николаевич Киршин в своём интервью студентам первого и четвёртого курса.

– Борис Николаевич, в 2022 году исполняется 35 лет с открытия в ЧелГУ специализации «Журналистика». При этом до 2002 года отделение журналистики находилось в составе филологического факультета. Почему возникла необходимость отделения от филфака?

– Я бы уточнил: 35 лет не просто с момента открытия специализации «журналистика» в ЧелГУ, а 35 лет с начала журналистского образования на Южном Урале. То, что оно начиналось на филфаке – вполне естественно: значительную часть журналистского образования составляет филологическая подготовка. Филологические корни нашего журналистского образования считаю его сильной стороной. А отделились мы от филфака потому, что журналистика и сопутствующие ей науки требовали самостоятельного и более глубокого научного осмысления и организационного оформления.

Отделившись от филфака, мы сохранили филологическую составляющую: с породившего нас факультета к журналистам ушли Ирина Анатольевна Фатеева, Марина Викторовна Загидуллина, Ирина Михайловна Удлер, Константин Валерьевич Киуру и другие. Особых усилий для этого не требовалось: Учёный совет университета в 2002 году безоговорочно поддержал наше предложе­ние о создании факультета журналистики.

– Специализация создана в 1987 году. Идёт перестройка, далее последуют 90­е годы. Как кафедра, а позже отделение журналистики проходили через трансформационный период в истории нашей страны?

– Эти непростые годы были вместе с тем временем невиданной для нашей страны свободы слова. Общество наглядно убедилось в том, что средства массовой информации обладают огромной мощью, потрясающими возможностями воздействия на людей.

Поскольку кафедра и отделение журналистики имели к ним непосредственное отношение, они не оставались без внимания, всегда получали поддержку. Мы открывали неведомую прежде зарубежную журналистику, экспериментировали.

В начале 90­х в ЧелГУ вместе со мной пришёл «Челябинский рабочий». Студенты благодаря этому были вовлечены в реальный издательский процесс, в практическую журналистику высокого уровня. Их имена стали появляться на страницах крупнейшей газеты области. Материалы студентов читали и заинтересованно обсуждали сотни тысяч человек, по ним принимались властные решения. Неспокойные, но яркие годы.

– Каким был факультет тогда? Что изменилось за эти годы?

– С годами журналистская специализация обрастала новыми структурами: телелаборатория, учебно­-научный центр медиаобразования, лаборатория медиакоммуникаций. Все они позволяют овладевать образовательными стандартами и передовыми практиками, новыми технологиями.
Помню своё первое участие в работе государственной аттестационной комиссии. Один наш студент представил дипломный проект (сейчас у выпускников это ВКР – выпускная квалификационная работа) в стихах. Я ничего по этому поводу сказать не мог, поскольку правил ещё не знал. Другие члены комиссии возражать не стали, студент получил положительную оценку. Он потом стал успешным журналистом, редактором крупной газеты. Сейчас такое невозможно представить: выпускная работа должна соответствовать множеству специальных требований. Чтобы её защитить, надо обладать серьёзными знаниями и умениями, и наши нынешние студенты ими обладают.
В начале пути мы страдали из­-за нехватки остепенённых преподавателей. Ситуация радикально изменилась, когда заместителем декана по науке стала Марина Викторовна Загидуллина. Сейчас на факультете 5 докторов наук и 10 кандидатов наук.

Многие годы мы не могли завоевать ни одного гранта. Писали множество заявок – ничего не получалось. Стали уже считать показателем успешности грантовой деятельности количество поданных заявок. Ситуация коренным образом изменилась с лёгкой руки той же Марины Викторовны. В последние годы завоевали десятки грантов на многие миллионы рублей.

В командах по их реализации участвуют практически все преподаватели. Благодаря этому они пишут статьи, выступают с докладами на международных научных форумах, выпускают монографии. Всё это способствует повышению уровня преподавания, улучшению подготовки студентов.

«Многие годы мы не могли завоевать ни одного гранта. Ситуация коренным образом изменилась с лёгкой руки М.В. Загидуллиной. В последние годы завоевали десятки грантов на многие миллионы рублей»

– За 35 лет люди и жизнь в целом сильно изменились. Как это повлияло на изменение философии нашего образования? Какую философию теперь несёт факультет журналистики ЧелГУ?

– 35 лет назад перед факультетом стояла задача готовить журналистов для средств массовой информации региона. Мы с самого начала считали (и продолжаем считать), что российскому журналисту, чтобы быть успешным, необходимо хорошее образование. В этом был смысл нашей деятельности. Поэтому наши выпускники всегда были востребованы и успешны.
Сейчас иное дело. Мы живём в информационном обществе, в мире необычайного роста коммуникаций и цифровых технологий. Факультет готовит для этого нового мира медиаспециалистов, владеющих современными информационными технологиями. Стремимся отвечать на все его актуальные вызовы.

– Какое значение факультет имеет для города и области?

– Он родился в годы перестройки, когда наблюдался взрывной рост средств массовой информации. Квалифицированные журналисты были буквально нарасхват. И факультет дал региону необходимые кадры. За 35 лет из его стен вышли более 1500 дипломированных медиаспециалистов, которые влились в южноуральские редакции, телекомпании, рекламные и информационные агентства. Сейчас многие из них занимают там ключевые посты, возглавляют их. Они определяют качество картины мира, которую формируют для нас региональные медиа.

«За 35 лет из стен журфака ЧелГУ вышли более 1500 дипломированных медиаспециалистов. Они определяют качество картины мира, которую формируют для нас медиа»

– Некоторые южноуральские абитуриенты предпочитают столичные вузы, полагая, что получат там более качественное образование. Может ли наш факультет конкурировать с ведущими журфаками страны? Что отличает его других факультетов, готовящих медиаспециалистов?

– Мы предлагаем нашим студентам знания и практические навыки, позволяющие им успешно конкурировать со студентами ведущих журфаков страны. Это убедительно подтверждают их победы на конкурсах, олимпиадах, научных форумах.

А ещё наш факультет даёт им что-­то такое, что я с ходу затрудняюсь определить… Приведу пример. В сентябре 2004 года, когда произошли трагические события в Беслане (захват заложников, в основном, детей), одна наша выпускница работала в московской телекомпании. Её смена завершилась, но она осталась на рабочем месте. Заведующий отделом спросил: «Ты почему не идёшь домой?» «Как же я уйду, – сказала она. – Такое происходит!» Заведующий и другие коллеги были удивлены. В какой-­то степени это объясняется тем, что она училась на журфаке ЧелГУ.

– На факультете царит свободная атмосфера: студенты почти не ограничены в темах своих учебных материалов, они открыто обсуждают с преподавателями разные вопросы, не боясь каких­-либо негативных последствий. Как удалось создать такую среду?

– Многие наши студенты уже в ходе учёбы начинают сотрудничать с газетами и сайтами, работать в телекомпаниях и рекламных агентствах. По сути, они становятся нашими коллегами. Так что на факультете царит атмосфера, присущая хорошей редакции: уважительная, позволяющая выявить интересные точки зрения, поддержать инициативу. Так было, например, в «Челябинском рабочем».

«На факультете царит атмосфера, присущая хорошей редакции: уважительная, позволяющая выявить интересные точки зрения, поддержать инициативу»

– В последние несколько лет заметно увеличилось количество поступающих. Курс, набранный в 2019 году, кажется крошечным в сравнении с курсом 2022 года. С чем вы связываете столь сильно возросший интерес к факультету?

– Я уже говорил, что мы живём в информационном обществе, главный актив которого – информация. За ней будущее. На первых ролях при этом будут люди, умеющие с ней работать. Молодёжь это чувствует в силу присущего ей глубинного инстинкта, указывающего перспективу. Поэтому молодые люди идут к нам, ведь мы учим работать с информацией.

– На факультете открыто четыре направления: «Журналистика», «Медиакоммуникации», «Реклама и связи с общественностью», «Организация работы с молодёжью». Возможно ли создание какого-­либо нового направления?

– Возможно. Мы стараемся учитывать актуальные вызовы и требования мира медиа и своевременно реагировать на них. Мысли о новых направлениях уже есть, но говорить о них ещё рано. Пусть дозреют.

– Сейчас информационное общество требует, чтобы журналист обладал самыми разными новыми знаниями и навыками: SMM, основы программирования, мультимедийное продюсирование, SEO­-копирайтинг. Как вы думаете, что в будущем прибавится к этому списку? Какими будут медиаспециалисты через 10 лет?

– Вы перечислили компетенции, которые неизмеримо отдаляют современную журналистику от сферы любительства. Добавьте к ним умение извлечь смысл из огромного потока новостных сообщений, который был бы применим в конкретной жизненной ситуации, помогал человеку ориентироваться в усложняющемся мире. Без качественного высшего образования и очень серьёзной практической подготовки достичь этого невозможно.

Беседовали Ксения КРАДИНОВА и Валерия ХИСАМУТДИНОВА

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты