А.А. Журавлёва о курсах для абитуриентов журфака: «Это очень серьезная подготовка» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюА.А. Журавлёва о курсах для абитуриентов журфака: «Это очень серьезная подготовка»

А.А. Журавлёва о курсах для абитуриентов журфака: «Это очень серьезная подготовка»

На журфаке существуют специальные курсы, где можно подтянуть свои знания по истории журналистики, подготовиться ко всем этапам творческого конкурса и набрать необходимое количество публикаций для портфолио. Подробнее о подготовительных курсах рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ Анна Аркадьевна Журавлёва.

.

Главное о подготовительных курсах

– Анна Аркадьевна, расскажите в целом про курсы: что там изучается, на что они направлены?

– Курсы по подготовке к творческому конкурсу направлены на решение сразу нескольких задач. Я назову важнейшие из них. Это подготовка портфолио к поступлению, знакомство ребят с миром медиа в целом, с ведущими российскими средствами массовой информации и журналистами, с важными вехами в истории отечественной и зарубежной журналистики, с системой журналистских жанров, а также подготовка к редакторской правке текстов.

А.А.Журавлёва

Огромным плюсом подготовительных курсов является еще и то, что на время своего существования они превращаются в творческий коллектив единомышленников, в котором ребята готовят к публикации материалы в самых разных жанрах – интервью, новости, репортажи, авторские программы и даже очерки.

– Ученики охотнее слушают теорию или занимаются практикой?

– Теоретический материал ребята усваивают тоже хорошо. Многие умеют отлично конспектировать, тезисно раскладывать по полочкам лекционный материал. Занятие на подготовительных курсах всегда состоит из разных блоков, например, таких: информационной разминки, небольшого лекционного материала, погружения в мир конкретного СМИ, творческой части (это и мини-сочинения, и различные зарисовки, этюды, работа у микрофона и др.).

Каждый год в группу приходят новые ребята, и один выпуск «подготовишек» никогда не бывает похож на предыдущий. Например, в этом году ребята с одинаковым интересом погружались и в теорию, и в практические занятия. Но самое интересное для ребят, с моей точки зрения, – это знакомство с нашей радиостудией, возможность поработать у микрофона и записать свои первые радиопрограммы, а также услышать свой голос «со стороны».

– Какие материалы готовили нынешние абитуриенты?

– В журнале «Rелеванс» опубликованы работы Евгении Волик (интервью с Василисой Кузнецовой – организатором фестиваля городской среды «Все просто») и Софии Поромовой (интервью с урбанистом Львом Владовым). На медиапортале опубликовались Юлия Расторгуева (интервью с моделью Валерией Мурзиной), София Поромова (репортаж с проектной школы), Евгения Волик  (интервью с главным редактором газеты «Филин» гимназии №26 Мариной Кудряшовой), Максим Маркин (интервью с футбольным тренером Андреем Саломатиным), Анастасия Перевозчикова (репортаж с финала конкурса красоты «Miss Opera 2020»), Изабелла Макаренко (интервью с «Вице Королевой бензоколонки» Дарьей Макаренко). В «Университетской набережной» опубликовали свои статьи Екатерина Косова и Анастасия Перевозчикова (номер к 75-летию Победы). Почти все ребята подготовили по два радиоматериала на учебном радио «Диктум».

– Как изменилась подготовка в условиях пандемии?

– Удаленное обучение затронуло нас в меньшей степени, так как работать подготовительные курсы начинают очень рано, с 1 октября. Поэтому только шесть последних недель (вторая половина марта – апрель) нам пришлось работать в удаленном режиме. Главной площадкой на этот период стала наша группа ВКонтакте, здесь ребята получали теоретический лекционный материал и высылали преподавателям выполненные задания.

В связи с ситуацией, вызванной угрозой распространения коронавируса, в этом году было принято решение и изменить требования к приему радиопрограмм в портфолио: в этом году слушатели подготовительных курсов могут распечатать радиотексты своих программ, не предоставляя сам mp3-файл.

– Какие ребята обычно приходят на курсы? Те, кто уже уверены в своей профессии, или кто только пробует себя в журналистике?

– На курсы приходят самые разные ребята. Не только ученики 11-го, но также 10-го и даже 9-го классов. Кто-то впервые знакомится с миром журналистики, попадая к нам на курсы, а кто-то занимается журналистикой уже с 6-7 класса.

Каждый год к нам приходят необычайно творческие, одаренные и целеустремленные ребята! Кто-то, помимо увлечения журналистикой, еще и поет в музыкальной группе, кто-то занимается в театральном объединении, кто-то серьезно увлечен спортом, кто-то пишет стихи, кто-то создает мультики… С каждым слушателем подготовительных курсов можно записать развернутое, интереснейшее интервью.

.

Об оформлении портфолио

– Можете рассказать о самом интересно оформленном портфолио, которое вы помните?

– Таких, которые врезались в память, я помню несколько. Первое такое портфолио было сдано много-много лет назад, когда еще учились специалисты. Один выпускник 11-го класса принес свое портфолио в виде старинной книги. Тогда это было сделать очень сложно: он распечатал каждый лист, потом это все скрепил в книгу. У него были нарисованы вензеля, текст напечатан специально выбранным шрифтом, состарены страницы. Это все было настолько продуманно, гармонично с точки зрения дизайна и самих публикаций, их тематики. Всего их было свыше пятидесяти, поэтому получилась настоящая книга! Это был просто шедевр!

Затем одно из недавних портфолио – у Лизы Лейнвебер, у нее оно получилось рукописным. В центре располагались публикации, приклеенные на прекрасного качества листы формата А4, а вся остальная часть была полностью расписана ее собственной рукой. На полях рядом с материалами были ее мысли и красивейшие рисунки в соответствии с этими надписями и темами публикаций, все находилось в гармонии. Это было очень интересно читать, а не только смотреть материалы. Само портфолио обрело очертания личного дневника, перешло в жанр диалоговой публицистики. И стало дополнительной публикацией.

Были также хорошо оформлены портфолио у тех, кто профессионально занимался фотографией. У одной девочки портфолио было оформлено в стиле Хогвартса из «Гарри Поттера», все было продумано до мелочей, даже цветовые переходы.

Главное – чтобы портфолио было понятным. Поэтому вначале очень важно сделать содержание, где будет указано количество работ и они все будут перечислены, чтобы проверяющий сразу смог все увидеть.

– Действительно ли так важно креативное оформление портфолио? Или можно обойтись без этого, если публикации очень качественные?

– Конечно, если нет каких-то идей и пока совершенно трудно представить, как сделать такое сложно оформленное портфолио, тогда можно просто собрать публикации, где все будет очень аккуратно, правильно и понятно структурировано. Газетные публикации, например, очень сложно искать преподавателям: они тратят много времени на поиск материалов. Их нужно выделить в рамочку и положить так, чтобы проверяющим не нужно было искать публикацию на каждой странице. Также лучше каждую публикацию отдельно расположить в своем файле.

Самое простое оформление – это где каждая публикация расположена в отдельном файле, есть страница «Оглавление» и титульный лист. Соблюдение этих главных требований позволит получить также достойные баллы за портфолио.

.

Курсы и летние консультации – есть ли разница?

– Помимо тех подготовительных курсов, которые проходят в течение года, существуют также летние консультации, где преподаватели также рассказывают о творческом конкурсе. В 2020 году они проводятся в режиме онлайн на платформе ZOOM. Достаточно ли будет абитуриенту посетить эти консультации или же на курсах дается больше полезного материала для поступления (помимо создания публикаций для портфолио)?

– Конечно, летние консультации – это замечательно. Но если есть возможность у абитуриентов, то нужно прийти на курсы. В общей сложности они составляют 84 часа, это действительно очень большой промежуток – с 1 октября по конец апреля. Это очень серьезная подготовка. Я бы даже сказала, что она окончательная профориентационная для тех, кто пришел случайно, еще раздумывает и точно не знает, нужно ли ему становиться журналистом, интересна ли вообще ему эта область. Здесь можно посмотреть, твоя ли эта профессия, чтобы зря не тратить ни время, ни деньги, если вдруг не удастся поступить на бюджетное место.

Если ребята опаздывали к нам на месяц или два, то они, тем не менее, успевали очень многое узнать и опубликовать нужное количество материалов. У нас курсы ведут три преподавателя. Большее количество времени ребят обучаю я, однако значительный блок у Веры Владимировны Антроповой. Она занимается с ребятами два месяца или больше, зависит от подготовки каждой конкретной группы. С Верой Владимировной учащиеся проходят только редактирование предложений, стилистическую правку и устранение ошибок в текстах. Потом, уже на творческом экзамене, предлагаются такие предложения в аналогичных вариантах.

Третий преподаватель – Андрей Владимирович Сафонов. У него более практикоориентированный курс, но он и теоретически ребят «заряжает». Например, в этом году ребята с Андреем Владимировичем посвятили несколько занятий репортажу: сначала в теоретическом плане, затем непосредственно их созданию, подготовке этих материалов к печати. Это достаточно сложно, жанр непростой.

Программа каждый год претерпевает какие-то изменения. Она очень гибко формируется под запросы самого творческого конкурса. Скажем, раньше у нас было шесть предложений в редакторской правке, сейчас у нас десять. Мы тренируем ребят, чтобы они смогли в течение часа справиться с редактированием подобных экзаменационных предложений.

Курсы очень важны. Они помогают собрать необходимое количество материалов. Ребята могут публиковаться на следующих площадках факультета:

– группа журфака ВКонтакте;

– журнал «Rелеванс», который готовят первокурсники;

– газета факультета «ЖурFIX»;

– медиапортал факультета журналистики ЧелГУ;

– радио «Диктум». Именно оно помогает окунуться в сферу радиожурналистики – как правило, эта сфера для всех незнакомая.

Очень ценится, если публикации представлены в разных видах СМИ – радио, телевидение, печать, интернет. Если есть материалы хотя бы двух видов, то портфолио уже может быть оценено на самый высокий балл.

.

Запись на курсы

– Как можно записаться на подготовительные и с какой периодичностью они проводятся?

– Для того, чтобы записаться на подготовительные курсы, нужно приехать в первый корпус (адрес: ул. Бр. Кашириных, 129), подойти в ИДО (Институт Довузовской подготовки) и оформить все необходимые документы. Затем получить пропуск. Занятия же по подготовке к творческому конкурсу будут проходить в третьем корпусе, на «Теплотехе» (пр. Победы, 162-В), где мы потом и учимся. Все проходит у нас на этаже, в 406-ой аудитории.

Периодичность – одно занятие в неделю, продолжительность – три академических часа. Продолжительность подготовительных курсов: октябрь – апрель.

.

Немного о творческом конкурсе

– За сколько дней перед творческим конкурсом необходимо сдать портфолио и в каком виде (печатный или электронный)?

– Портфолио нужно сдать за три дня до творческого конкурса. В этом году ребята сдают портфолио в электронном виде, а потом приносят распечатанную версию с собой на творческий конкурс.

– Каковы ваши впечатления от первых творческих конкурсов в 2020 году?

– Самые положительные! Во время такого вступительного испытания, как собеседование, удалось познакомиться с ребятами из самых разных городов и населённых пунктов нашей области – Магнитогорска, Чебаркуля, Коркино, Копейска, села Кундравы и, конечно, Челябинска.

Больше всего радует, насколько коммуникабельные, разносторонне развитые и стремящиеся к новым знаниям ребята приходят к нам.

Например, одна девушка в свои 17 лет уже выучила два языка – английский и японский. Многие ребята имели в своих творческих досье серьезные достижения в спорте. Мир музыки и театра также не оставался неохваченным. Чаще других журналистских сфер, интересующих наших абитуриентов в качестве будущего места работы, звучали спортивная журналистика и работа в Интернет-СМИ. Беседовать было очень увлекательно!

Нет комментариев

Комментарии