Дарья Зайцева — ее фотографии приглянулись мне сразу, как только я их увидел. Снимая на недорогую старенькую камеру, она передает чарующую атмосферу места, которое было запечатлено на фото. Оттого я и решил задать ей несколько вопросов, касающихся ее творчества и искусства фотографии в целом.
— Помнишь свой первый «щелчок» ? Что на нем было изображено?
— С ранних лет я брала камеру у своего отца. Мой папа был против этого, потому что считал камеру хрупкой вещью, но бывали случаи, когда он разрешал мне пользоваться этим инструментом. Сама лично я этого не помню, потому что все это было в неосознанном возрасте, но на старых кассетах я видела, как снимаю что-либо: родителей, сестру и так далее. Тогда и были мои первые «щелчки».
— Что сподвигло тебя заняться фотографией?
— Изначально это был детский интерес. Я не понимала, что это перерастет в нечто большее, в то любимое дело, в которое окунаешься с головой.
— Что или кто тебя вдохновляет?
— До недавнего времени меня вдохновлял кинематограф. А в 16 лет, когда я поставила себе цель стать фотокорреспондентом, стала больше узнавать об этой профессии. Тогда меня неистово вдохновляли западные фоторепортеры. Например, Питер Тёрнли, у которого были живые кадры и индивидуальный подход к фотографии, а самое главное — история.
— Какие испытываешь ощущения, когда фотографируешь?
— Я фотографирую всегда с чувством, когда нахожусь под впечатлением при виде прекрасного. Если же кадр получается, на мой взгляд, удачным, то я ощущаю победу.
— Как фотография изменила тебя?
— Прежде всего благодаря этому делу я сформировала свое видение мира, научилась быть внимательной к деталям. Когда я начала работать с людьми, стала более коммуникабельной и понимающей, так как фотограф должен искать подход к каждому человеку. А еще активной, потому что, когда ты увлекаешься стрит-фотографией, тебе приходится находить новые места.
— Кажется, что фотограф — это человек с определенным фотовзглядом. Так ли это?
— Конечно! Если мы возьмем фотографии Лиз Сарфати и для сравнения Георгия Пенхасова, то найдем явные различия между ними. У Лиз цвета мягкие и тревожные, поскольку она часто поднимает остросоциальные темы. У Георгия сложилось идеальное видение свето-теневых отношений, он часто экспериментирует с цветами: они очень яркие и насыщенные. Так что, да!
— Кто твой любимый фотограф?
— Из современных российских фотографов мне очень импонирует Даниил Максюков. Именно под его влиянием я стала больше узнавать о стрит-фотографии в России. До него этому течению не предавалось такого внимания.
— Фотографию часто сравнивают с живописью. С чем бы ты ее сравнила?
— Отчасти можно сравнить с кино. Одно как бы вытекает из другого. Многие пытаются делать кинематографичные кадры.
— Что тебя раздражает в снимках других фотографов?
— Прежде всего меня раздражает, что каждый работает под копирку: нет разнообразия и жизни, выглядит так, будто это фотография «на авочку ВКонтакте», если фотограф работает с людьми.
— О какой фотосессии ты мечтаешь?
— Если идея приходит, я стараюсь сразу воплотить ее в реальность, и я мечтаю не о фотосессиях, а о репортажах. Хочу сделать так, чтобы фото рассказывало историю человека или события.
— Снимки панельных домов — это язва?
— Конечно! (смеется). Я полностью с этим согласна, и мне очень больно оттого, что этому уделяется так много внимания. Мы итак пребываем в достаточно суровой постсоветсткой атмосфере, и люди, по-видимому, не хотят выходить из этого состояния, либо у них нет других идей. Часто многие фотографы из маленьких городов задаются вопросом: «А что мне, собственно, фотографировать в Шахтах?». Это я веду к тому, что у некоторых людей даже нет возможностей. Хочется добавить, что все это связано с тем, что такую депрессивную атмосферу любит романтизировать молодежь. Я не знаю, что по этому поводу еще сказать.
— Что необходимо для того, чтобы стать фотографом?
— Камера! (смеется). А вообще я, еще будучи несмышленой в этом деле, часто обращалась к статьям и материалам фотографов, в которых они делились советами. Практически каждый из них отмечал, что вам ничего не поможет больше практики. И это, действительно, так. С того момента, как я часто стала брать с собой камеру, мой скилл фотографии заметно вырос. Начинающим фотографам необходимо помнить о том, что ваша фотография должна отличать вас от других людей в этой сфере. Потому что, как мы говорили выше, очень многие работают под копирку и не имеют собственного стиля.