Как повысить «когнитивную продуктивность»? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюКак повысить «когнитивную продуктивность»?

Как повысить «когнитивную продуктивность»?

Когда поступаешь на журфак, ожидаешь, что придется много писать. Но вот новость, что читать придется еще больше, становится сюрпризом. Чтобы «выполнить план» литературы, необходимо запастись не только временем, но и терпением, мотивацией, умением концентрироваться. А представителям «сетевого поколения», которые пролистывают ленту новостей и больше ориентируются на «визуал», сложно долго фокусироваться на тексте. Неважно, книга ли это программного автора или статья собственного сочинения.

Фото: Станислав Кикосов

Как сохранить или повысить «когнитивную (умственную) продуктивность»? Спросим у человека, который много пишет и много читает, профессора кафедры журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ, доктора филологических наук Марины Загидуллиной.

Стояла ли перед вами когда-то проблема – заставить себя что-то прочитать в сжатые сроки? Как вы справлялись? Какой рекордный объем прочитанного за ночь?

Заставлять себя читать приходилось, конечно. Список «для обязательного чтения» не учитывает твои вкусы – ты его просто должен одолеть. Я вспоминаю всегда Рахметова из «Что делать?» Н.Г. Чернышевского: «Он с усердным наслаждением принялся читать книгу, которую в последние сто лет едва ли кто читал, кроме корректоров ее: читать ее для кого бы то ни было, кроме Рахметова, то же самое, что есть песок или опилки. Но ему было вкусно». Когда читаешь «через силу», то главное – продержаться первые 30 страниц. Дальше мир книги все равно тебя втянет, и читать станет так же легко, как и любимую книгу. Рекорды? Моя двоюродная сестра, которая жила с нами, сдавала экзамен по зарубежной литературе в ЧГИКе (на библиотечном факультете). Это были старые добрые советские времена, никакого тебе Интернета, только библиотеки. И она принесла домой огромную «связку» книг из этого самого пресловутого списка. И сказала мне в отчаянии, что, конечно, никак не успеет все за ночь прочитать, поэтому просит меня взять самую толстую книгу, освоить ее за ночь и ей наскоро утром пересказать. Мне было тринадцать лет, и отчего же не впрячься в такую замечательную затею? Самой толстой книжкой оказались «Отверженные» Гюго. Я начала читать в восемь вечера и дочитала к шести часам утра. «Тщание» и «непрерывность» – лучшие друзья знакомства с большими романами. Читай без остановки и внимательно – и все получится… Мир этого романа просто въелся в мои клетки. Я пересказывала его Наде, но никак не получалось кратко это сделать. Она слушала вполуха, и я помню страшные синяки под ее глазами на желтом лице: всю ночь «жевать песок» не всякий сможет. Сдала на «четверку», кстати, и «Отверженные» ей не попались… Моя средняя скорость чтения «про себя» сейчас – сто «стандартных» страниц в час.

Что делать, если нет настроения писать, но уже подходит дедлайн и написать нужно срочно (и, желательно, не совсем бездарно)? 

Делать нечего. Для письма нужно свежее состояние мозга. Единственное спасение – коллекция «готовых приемчиков». Видишь что-то интересное где-нибудь в сети, что тебя удивляет – в копилочку это складывай. Когда будешь в трудной ситуации дедлайна (с задачей делать творческое что-то), лезешь в копилочку не хуже Хаврошечки, которая в одно ушко к коровке своей влезет, в другое вылезет – и вот уже полотно само собой натканное стопочкой лежит. Так и ты – шасть в копилочку, хвать что-нибудь, покрути немного – и свое пошло-поехало…

Как сохранить мотивацию и концентрацию внимания, несмотря на естественную усталость? Есть ли у вас какие-то лайфхаки, как бороться с «замыленностью» глаза?

– Такие лайфхаки с сотворения мира известны – погуляй, отвлекись, поспи, в конце концов, хотя бы часдва, иногда и десяти минут достаточно для «освежения» работы мозга.

Есть ощущение, что в академической среде не принято всерьез обсуждать проблему прокрастинации, периодов «интеллектуальной» лени. Согласны ли вы с этим? 

Да что тут обсуждать? Нормальная реакция организма на обязательный труд. Обсуждать, как с этим бороться? А как бороться с добрыми волшебницами (да и зачем)? Прокрастинация – это магическое состояние прикованности к чему-то совершенно ненужному и неважному, что просто околдовывает мозг. Такие моменты надо ценить – даже если проваливаешь что-то важное…

Как вы мотивируете не самых усердных студентов к чтению? Каверзный вопрос для педагога: возможна ли внешняя мотивация в принципе?

Мотивировать мне сложно. Я не очень это умею. Иногда простой принцип оценивания работает. Иногда ничто не работает. Иногда, невесть откуда, возникает коллективное упорство («Мы все прочитаем во что бы то ни стало»). А иногда – коллективное упрямство («Хоть на куски нас режьте – не будем читать эту галиматью»). Тут и не угадаешь. Но в принципе внешняя мотивация возможна. Она сработает, если дернет внутренние струны (амбиции, гордость, страх, «стадное» чувство и так далее.). Но, понятное дело, это уж как повезет, к тому же, струны в душе вовсе не у всех натянуты…

Мем «Карл Брюллов: подготовка к экзаменам». Источник фото: соцсети

Возможно, не все согласятся с таким «дзеном» в плане прокрастинации. Все-таки, когда только начинаешь учиться или даже волочишься где-нибудь на «экваторе», нет сил на легкость восприятия. Сдавать задания нужно регулярно. И от того, что именно «нужно», совсем не хочется этого делать… И привычка к прокрастинации  очень мешает учиться. Когда, например, вместо подготовки к экзамену в последнюю ночь ты смотришь сезон дрянного сериала и наутро позорно проваливаешь билет! Кажется, что вся твоя личность и вся твоя воля провалились куда-то вместо того, чтобы помочь тебе в ответственный момент. Ты вроде решал приняться за чтение, садился за книгу или статью, но после первых двух абзацев кто-то другой в твоей голове захватывал инициативу. Какое-то совершенно равнодушное к завтрашнему экзамену существо кричало: «Не хочу работать!» и «Хочу удовольствий!». Злясь на то самое существо (какая уж добрая фея?!), ты пытался еще и еще, но вместо чтения получалось просто тупое «глядение» в книгу.  Спустя полчаса контроль все равно пропадал.

Если не углубляться в эмоции, а посмотреть на проблему с научной точки зрения – причины откладывать неприятное и сложное «на потом» вполне объяснимы. Это и низкая самооценка, делающая мотивацию слабее за счет неуверенности в собственном успехе. И излишний перфекционизм, из-за которого человеку страшно выполнять дело по причине возможных несовершенств в его работе. И даже, в какой-то степени, дух противоречия, который появляется из-за давления на человека внешних обстоятельств – четких критериев работы и строгих дедлайнов.

Некоторые современные исследователи связывают склонность к прокрастинации с химическими процессами, происходящими в мозге. В конечном итоге, все сводится к системе вознаграждения. Если не удается включить ее, мозг не станет тратить энергию (как ему кажется, понапрасну). Сторонники «биологического» подхода советуют использовать положительное подкрепление – маленькие награды в перерывах между монотонным трудом подготовки. Обновить ленту в соцсети, выпить кофе, съесть что-то сладкое. Все эти приятные действия, предполагается, должны «повысить дофамин», то есть стимулировать систему вознаграждения. Однако есть риск «застрять» в режиме удовольствия и уже не вернуться в монашескую келью труда. Тут, как и во всем, важна мера.

Для того, чтобы перестать откладывать важные дела на потом, нужно соблюдать несколько правил. Во-первых, важно четко расставить приоритеты, то есть разделлить задания на «важные несрочные», «важные срочные», «неважные срочные» и «неважные и несрочные». Это позволит без ущерба пожертвовать «несрочными» делами в пользу «срочных» и «неважными» в пользу «важных». Благодаря такой системе на выполнение «важных срочных» дел останется больше времени, что позволит выполнить их в лучшем качестве.

Во-вторых, нужно четко планировать этапы выполнения работы, ставя себе конкретные сроки и объемы. При этом можно выполнять задачи не последовательно (когда нельзя приступить к началу следующей, пока не закончишь предыдущую), а параллельно – одновременно выполняя задания по небольшим частям. Например, писать одну статью, попутно собирая информацию для другой (договариваясь со спикерами, составляя план материала, «вынашивая идею»).

В-третьих, реалистично распределять собственные усилия. Для этого в план желательно «закладывать» время на отдых, учитывать возможные отсрочки и периоды низкой продуктивности. Это позволит выполнять работу без лишней суеты и нервозности.

А теперь рассмотрим способы повышения умственной продуктивности.

Заставляйте мозг работать. Иногда говорят, что память тренируется как мышца. То же самое можно сказать и о мозге. Чем больше его заставляешь работать, тем лучше он это делает. В момент умственной активности в мозге улучшаются нейронные связи, что увеличивает мощь интеллекта. Нагружать мозг можно разными вещами: изучение иностранных языков, разгадывание головоломок, шахматы и так далее. Главное – давать мозгу новую информацию, тренировать память и мыслительные процессы.

Пейте больше воды и ешьте полезные продукты. Стало известно, что одной из причин снижения работоспособности является обезвоживание. В день, в среднем, человек должен потреблять около двух литров чистой воды. Также в рацион следует включить яйца, орехи, красную рыбу, ягоды, брокколи, помидоры, какао и темный шоколад.

Читайте. Читать книги нужно, как минимум, по 30 минут в день. Это улучшает способность мозга к концентрации, а также развивает воображение. Не обязательно читать только «развивающую» литературу. Для улучшения продуктивности мозга отлично подходит зарубежная и отечественная классика, детективы, рассказы и повести, историческая литература, поэзия, биографии и автобиографии выдающихся людей.

Высыпайтесь. Систематический недосып часто является причиной переутомления и снижения работоспособности. Кроме того, человек с дефицитом сна плохо может концентрировать на чем-либо внимание и запоминать информацию. Поэтому очень важно соблюдать режим сна: ложиться каждый день примерно в одно время и спать не менее семи часов.

Занимайтесь спортом. Физическая активность важна для умственной продуктивности. Благодаря регулярной физической нагрузке у человека улучшается кровообращение, благодаря чему к мозгу увеличивается приток крови с кислородом, и он лучше функционирует. Также является полезным массаж шеи и головы и шеи.

Источник фотографий: сайт https://stock.adobe.com/

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты