Когда поступаешь на журфак, ожидаешь, что придется много писать. Но вот новость, что читать придется еще больше, становится сюрпризом. Чтобы «выполнить план» литературы, необходимо запастись не только временем, но и терпением, мотивацией, умением концентрироваться. А представителям «сетевого поколения», которые пролистывают ленту новостей и больше ориентируются на «визуал», сложно долго фокусироваться на тексте. Неважно, книга ли это программного автора или статья собственного сочинения.
Как сохранить или повысить «когнитивную (умственную) продуктивность»? Спросим у человека, который много пишет и много читает, профессора кафедры журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ, доктора филологических наук Марины Загидуллиной.
– Стояла ли перед вами когда-то проблема – заставить себя что-то прочитать в сжатые сроки? Как вы справлялись? Какой рекордный объем прочитанного за ночь?
– Заставлять себя читать приходилось, конечно. Список «для обязательного чтения» не учитывает твои вкусы – ты его просто должен одолеть. Я вспоминаю всегда Рахметова из «Что делать?» Н.Г. Чернышевского: «Он с усердным наслаждением принялся читать книгу, которую в последние сто лет едва ли кто читал, кроме корректоров ее: читать ее для кого бы то ни было, кроме Рахметова, то же самое, что есть песок или опилки. Но ему было вкусно». Когда читаешь «через силу», то главное – продержаться первые 30 страниц. Дальше мир книги все равно тебя втянет, и читать станет так же легко, как и любимую книгу. Рекорды? Моя двоюродная сестра, которая жила с нами, сдавала экзамен по зарубежной литературе в ЧГИКе (на библиотечном факультете). Это были старые добрые советские времена, никакого тебе Интернета, только библиотеки. И она принесла домой огромную «связку» книг из этого самого пресловутого списка. И сказала мне в отчаянии, что, конечно, никак не успеет все за ночь прочитать, поэтому просит меня взять самую толстую книгу, освоить ее за ночь и ей наскоро утром пересказать. Мне было тринадцать лет, и отчего же не впрячься в такую замечательную затею? Самой толстой книжкой оказались «Отверженные» Гюго. Я начала читать в восемь вечера и дочитала к шести часам утра. «Тщание» и «непрерывность» – лучшие друзья знакомства с большими романами. Читай без остановки и внимательно – и все получится… Мир этого романа просто въелся в мои клетки. Я пересказывала его Наде, но никак не получалось кратко это сделать. Она слушала вполуха, и я помню страшные синяки под ее глазами на желтом лице: всю ночь «жевать песок» не всякий сможет. Сдала на «четверку», кстати, и «Отверженные» ей не попались… Моя средняя скорость чтения «про себя» сейчас – сто «стандартных» страниц в час.
– Что делать, если нет настроения писать, но уже подходит дедлайн и написать нужно срочно (и, желательно, не совсем бездарно)?
– Делать нечего. Для письма нужно свежее состояние мозга. Единственное спасение – коллекция «готовых приемчиков». Видишь что-то интересное где-нибудь в сети, что тебя удивляет – в копилочку это складывай. Когда будешь в трудной ситуации дедлайна (с задачей делать творческое что-то), лезешь в копилочку не хуже Хаврошечки, которая в одно ушко к коровке своей влезет, в другое вылезет – и вот уже полотно само собой натканное стопочкой лежит. Так и ты – шасть в копилочку, хвать что-нибудь, покрути немного – и свое пошло-поехало…
– Как сохранить мотивацию и концентрацию внимания, несмотря на естественную усталость? Есть ли у вас какие-то лайфхаки, как бороться с «замыленностью» глаза?
– Такие лайфхаки с сотворения мира известны – погуляй, отвлекись, поспи, в конце концов, хотя бы час–два, иногда и десяти минут достаточно для «освежения» работы мозга.
– Есть ощущение, что в академической среде не принято всерьез обсуждать проблему прокрастинации, периодов «интеллектуальной» лени. Согласны ли вы с этим?
– Да что тут обсуждать? Нормальная реакция организма на обязательный труд. Обсуждать, как с этим бороться? А как бороться с добрыми волшебницами (да и зачем)? Прокрастинация – это магическое состояние прикованности к чему-то совершенно ненужному и неважному, что просто околдовывает мозг. Такие моменты надо ценить – даже если проваливаешь что-то важное…
– Как вы мотивируете не самых усердных студентов к чтению? Каверзный вопрос для педагога: возможна ли внешняя мотивация в принципе?
– Мотивировать мне сложно. Я не очень это умею. Иногда простой принцип оценивания работает. Иногда ничто не работает. Иногда, невесть откуда, возникает коллективное упорство («Мы все прочитаем во что бы то ни стало»). А иногда – коллективное упрямство («Хоть на куски нас режьте – не будем читать эту галиматью»). Тут и не угадаешь. Но в принципе внешняя мотивация возможна. Она сработает, если дернет внутренние струны (амбиции, гордость, страх, «стадное» чувство и так далее.). Но, понятное дело, это уж как повезет, к тому же, струны в душе вовсе не у всех натянуты…
Возможно, не все согласятся с таким «дзеном» в плане прокрастинации. Все-таки, когда только начинаешь учиться или даже волочишься где-нибудь на «экваторе», нет сил на легкость восприятия. Сдавать задания нужно регулярно. И от того, что именно «нужно», совсем не хочется этого делать… И привычка к прокрастинации очень мешает учиться. Когда, например, вместо подготовки к экзамену в последнюю ночь ты смотришь сезон дрянного сериала и наутро позорно проваливаешь билет! Кажется, что вся твоя личность и вся твоя воля провалились куда-то вместо того, чтобы помочь тебе в ответственный момент. Ты вроде решал приняться за чтение, садился за книгу или статью, но после первых двух абзацев кто-то другой в твоей голове захватывал инициативу. Какое-то совершенно равнодушное к завтрашнему экзамену существо кричало: «Не хочу работать!» и «Хочу удовольствий!». Злясь на то самое существо (какая уж добрая фея?!), ты пытался еще и еще, но вместо чтения получалось просто тупое «глядение» в книгу. Спустя полчаса контроль все равно пропадал.
Если не углубляться в эмоции, а посмотреть на проблему с научной точки зрения – причины откладывать неприятное и сложное «на потом» вполне объяснимы. Это и низкая самооценка, делающая мотивацию слабее за счет неуверенности в собственном успехе. И излишний перфекционизм, из-за которого человеку страшно выполнять дело по причине возможных несовершенств в его работе. И даже, в какой-то степени, дух противоречия, который появляется из-за давления на человека внешних обстоятельств – четких критериев работы и строгих дедлайнов.
Некоторые современные исследователи связывают склонность к прокрастинации с химическими процессами, происходящими в мозге. В конечном итоге, все сводится к системе вознаграждения. Если не удается включить ее, мозг не станет тратить энергию (как ему кажется, понапрасну). Сторонники «биологического» подхода советуют использовать положительное подкрепление – маленькие награды в перерывах между монотонным трудом подготовки. Обновить ленту в соцсети, выпить кофе, съесть что-то сладкое. Все эти приятные действия, предполагается, должны «повысить дофамин», то есть стимулировать систему вознаграждения. Однако есть риск «застрять» в режиме удовольствия и уже не вернуться в монашескую келью труда. Тут, как и во всем, важна мера.
Для того, чтобы перестать откладывать важные дела на потом, нужно соблюдать несколько правил. Во-первых, важно четко расставить приоритеты, то есть разделлить задания на «важные несрочные», «важные срочные», «неважные срочные» и «неважные и несрочные». Это позволит без ущерба пожертвовать «несрочными» делами в пользу «срочных» и «неважными» в пользу «важных». Благодаря такой системе на выполнение «важных срочных» дел останется больше времени, что позволит выполнить их в лучшем качестве.
Во-вторых, нужно четко планировать этапы выполнения работы, ставя себе конкретные сроки и объемы. При этом можно выполнять задачи не последовательно (когда нельзя приступить к началу следующей, пока не закончишь предыдущую), а параллельно – одновременно выполняя задания по небольшим частям. Например, писать одну статью, попутно собирая информацию для другой (договариваясь со спикерами, составляя план материала, «вынашивая идею»).
В-третьих, реалистично распределять собственные усилия. Для этого в план желательно «закладывать» время на отдых, учитывать возможные отсрочки и периоды низкой продуктивности. Это позволит выполнять работу без лишней суеты и нервозности.
А теперь рассмотрим способы повышения умственной продуктивности.
Заставляйте мозг работать. Иногда говорят, что память тренируется как мышца. То же самое можно сказать и о мозге. Чем больше его заставляешь работать, тем лучше он это делает. В момент умственной активности в мозге улучшаются нейронные связи, что увеличивает мощь интеллекта. Нагружать мозг можно разными вещами: изучение иностранных языков, разгадывание головоломок, шахматы и так далее. Главное – давать мозгу новую информацию, тренировать память и мыслительные процессы.
Пейте больше воды и ешьте полезные продукты. Стало известно, что одной из причин снижения работоспособности является обезвоживание. В день, в среднем, человек должен потреблять около двух литров чистой воды. Также в рацион следует включить яйца, орехи, красную рыбу, ягоды, брокколи, помидоры, какао и темный шоколад.
Читайте. Читать книги нужно, как минимум, по 30 минут в день. Это улучшает способность мозга к концентрации, а также развивает воображение. Не обязательно читать только «развивающую» литературу. Для улучшения продуктивности мозга отлично подходит зарубежная и отечественная классика, детективы, рассказы и повести, историческая литература, поэзия, биографии и автобиографии выдающихся людей.
Высыпайтесь. Систематический недосып часто является причиной переутомления и снижения работоспособности. Кроме того, человек с дефицитом сна плохо может концентрировать на чем-либо внимание и запоминать информацию. Поэтому очень важно соблюдать режим сна: ложиться каждый день примерно в одно время и спать не менее семи часов.
Занимайтесь спортом. Физическая активность важна для умственной продуктивности. Благодаря регулярной физической нагрузке у человека улучшается кровообращение, благодаря чему к мозгу увеличивается приток крови с кислородом, и он лучше функционирует. Также является полезным массаж шеи и головы и шеи.
Источник фотографий: сайт https://stock.adobe.com/