Как стать соавтором Джоан Роулинг - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюКак стать соавтором Джоан Роулинг

Как стать соавтором Джоан Роулинг

Филолог, член жюри конкурса фанфикшн Ольга Логинова – о том, что такое фанфики и с чем их едят.

Что нужно знать новичку о фанфикшн?

Во-первых, что это творчество по мотивам авторского произведения. Важен каждый элемент этого определения: творчество – не обязательно искусство; авторского – то есть это вторичная разработка темы, образа или вселенной; произведения – у каждого фанфика есть рамки, «канон» – то, от чего отталкивается фикрайтер.

Во-вторых, авторами фанфиков могут выступать любители, например, читатель, который хотел бы видеть сюжет другим и идет воевать с авторами в онлайне. Фанфикшн – такая среда обитания, где критика крайне малопродуктивна. Хотите лучше – сядьте и напишите.

В-третьих, это определенная субкультура. В ней есть правила, термины, приколы и привычки. Сейчас, когда интернет объединяет людей по всему миру и позволяет найти любую информацию, прежде чем выкладывать свое творение, можно посмотреть, как и где это сделать, может быть, найти себе бету на форуме и т.д.

Глоссарий:

Фанфик – произведение, сочинённое по мотивам профессионального литературного произведения, кинематографа, мультипликации и т.д.

Фикрайтер – автор фанфиков.

Фэндомнеформальное сообщество людей, объединённых вокруг одного произведения.

Вселенная (произведения) – вымышленный мир, где существоуют персонажи оригинального произведения.

Дисклеймер − указание правообладателя и предупреждения о содержании фанфика.

Ориджинал − произведение по собственной «Вселенной», оригинальный рассказ.

А продолжения «Изумрудного города», написанные не Волковым, и книги о Шерлоке Холмсе, автор которых не Конан Дойл, являются фанфиками?

Да. Так же, как и «продолжения» «Буратино», книги Перумова о Средиземье и еще целый ряд авторских «продолжений», основанных на уже созданных персонажах, вселенных и т.д. При этом я не считаю, что они не являются литературными произведениями, но по своему происхождению они вторичны.

Можете назвать ещё какие-нибудь фанфики, вышедшие в печать и ставшие популярными литературными произведениями?

Конечно, в определенных кругах, но вполне популярна «Черная книга Арды» (авторы  Наталья Васильева и Наталия Некрасова). Большой популярностью в сети пользуется восхитительная вещь «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезера Юдковски. Юмористический роман Андрея Белянина «Сестрёнка из преисподней» является полноразмерным фанфиком-кроссовером авторского мира автора, греческих мифов и вселенной аниме «Сейлор Мун». Это то, что живет у меня на полке и в компьютере. Но полагаю, это перечень во много раз больше.

Где грань между заурядным фанатским творчеством и настоящими литературными произведениями? Есть ли какие-то критерии?

Главным критерием качественного литературного произведения является художественность, богатство вложенного сообщения на всех уровнях. Чтобы конкретизировать: цельность и непротиворечивость художественного мира, внятные, ценные тема и идея, уникальный авторский язык, слог, стиль – или соответствие ему в фанфикшн-произведениях.

Можно ли испортить литературный вкус чтением некачественных фанфиков?

Если вкус есть, его уже невозможно испортить. Если вкуса нет, то и портить нечего.

А развивается литературный талант с помощью написания фанфиков?

Да. В живописи веками использовали копирование и подражание мастерам как образовательную стратегию, не вижу причин, почему в литературе должно быть иначе. Главное – не считать, что это навсегда и потолок.

Как вы думаете, люди какого возраста обычно пишут фанфики?

Полагаю, это категория, не обусловленная возрастом.

Возможно, тогда фанфикшн – это способ уйти от реальности, подстроить действительность под свои ожидания?

Не обязательно. Прежде всего, фанфикшн в нынешнем постмодернистском мире – это игра. Это игра в слова, игра словами, попытка разобрать произведение, как машинку из «Лего», на кусочки, собрать заново, придумать ей шесть колес и винт от самолетика. И ценность этой игры всегда будет зависеть от той цели, которую явно или неявно ставит себе человек. Это может быть уход от реальности, может быть, как в «Гарри Поттере и методах рационального мышления», приближение чужого произведения к авторской реальности, способ убить время в одиночестве или веселое времяпрепровождение с друзьями, головоломка для саморазвития, психологический тренинг… Как вы назовете эту яхту, так она и поплывет для вас.

Можно ли назвать это инфантильностью?

 Опять же не обязательно. Но инфантильные люди могут использовать в качестве кареты Золушки все, что угодно.

Вы когда-нибудь пробовали писать фанфики?

Да, но до выкладки в широкий интернет ни один не дожил. Заредактировала насмерть.

Как самокритично. А по каким произведениям писали?

Писала по аниме «Сейлор Мун» и «Утена», из книг – по «Гарри Поттеру», «Отблескам Этерны» В. Камши, «Белорским хроникам» О. Громыко, да даже по греческим мифам. До письменного вида не дожили несколько идей с заимствованием персонажей из комиксов «Марвел», мира Средиземья профессора Толкиена и еще из десятка разнообразных мультфильмов и детских книг.

В каком возрасте вы осознали, что душа просит фанфикшена? Что послужило «точкой невозврата»?

Нет никакой точки невозврата. Всегда можно сказать «Я больше не хочу играть» и «Мне скучно, я хочу поиграть снова». Это же не призвание как таковое, это свободный процесс. Но первый раз за карандаш с этой целью я взялась примерно лет в 14-15. Хотя попытки разработать авторскую вселенную с опорой на заимствованных персонажей предпринимались лет с 8-ми. Более-менее приличное нечто (что все равно было заредактировано насмерть) я писала в соавторстве уже лет в 25. Прямо сейчас в соавторстве же, в режиме ролевой игры, пишется нечто невероятно огромное на стыке вселенных «Этерны» и «Белорских хроник».

Должен ли человек, пишущий фанфики, чувствовать ответственность перед автором оригинального произведения?

До тех пор, пока фанфики остаются фанатским творчеством, из которого не извлекается выгода, ни о какой «ответственности» перед автором речь идти не может. Потому что, как бы это ни было печально авторам, которые не любят фанфикшн (а многие не любят), фанфики – это читательские фантазии на тему авторского произведения, зафиксированные на носителе. Мы не можем сказать: «Автору не нравится, как вы восприняли его книгу, поставьте фильтр на ваши фантазии». Увы, книга, прочитанная человеком, становится частью его сознания и преломляется индивидуально. Иногда самым невероятным и чудовищным образом, но это часть со-творчества читателя. И редактировать его «из уважения» я не считаю необходимым.

Другое дело, что нужно не забывать о дисклеймере и других важных пояснениях в аннотации фанфика, это очень важно. Ну и не стоит надоедать автору своим творчеством – он все, что хотел, уже в книге сказал. А для фанфиков есть свои ресурсы и любители.

Стоит ли фикрайтеру учитывать пожелания читателей, когда он начинает писать очередную главу?

Все зависит от автора и от цели написания конкретного фанфика. Если его цель – игра по заявкам, почему бы нет? Но если для себя автор решил, что у него есть концепт, который он желает принести в мир, все пожелания остаются пожеланиями. К фанфику такого типа применяются все те же правила, что к авторскому произведению. Хотите, чтобы кончилось по-другому – напишите свой фанфик про это. Автор и только автор решает, прислушиваться ему к читателям или нет, игра это для группы людей или сольное исполнение отличной партии.

Известны ли вам случаи, когда фанфик, написанный по книге, превосходил оригинал?

Нет. Был качественным, сопоставимым по уровню литературным произведением – да. Категорично превосходил – нет.

А как насчёт ориджинала? Встречались ли работы, которые можно прямо с сайта, где он размещён, брать и нести в издательство?

Скажем так: я не считаю ориджиналы фанфиками. Ориджинал – это самостоятельное литературное произведение. Полагаю, существует довольно много хороших вещей, которые сейчас опубликованы в интернете в виду доступности этого ресурса для размещения. Но имен и названий привести не смогу.

 Вы входили в состав жюри конкурса фанфиков «Фф», который проводил Дворец пионеров и школьников имени Н.К. Крупской. Каков возраст участников?

Если я правильно помню, самому младшему было 8 лет. Старшему – 17. Иными словами, писать может каждый, кто уже умеет писать.

Бывали случаи, когда нужно было оценить работу, а «Вселенная», в которой происходит действие, вам не знакома? Как вы тогда поступали?

Искала человека, который является фанатом данной «Вселенной», и консультировалась. Но, как правило, фанфик на конкурсе такого уровня оценивается даже не столько по «Вселенной», сколько по логике внутри текста, качеству языка, цельности стиля, оригинальности вложенной идеи. Если же соревнования проводить между фанфиками по одному произведению – то и жюри подбирать надо из специалистов. Ну и, например, оценивать произведения в «Фандомной битве» я бы не взялась. Там уже уровень нередко выше того, что я могу непредвзято оценить.

Как, по-вашему, фанфики сегодня так же популярны, как и, скажем, в далёком 2011-м?

Далеким я могу назвать примерно 2001-й, когда в рамках моего фэндома (тогда аниме-сериалы «СейлорМун» и «Утена») немногочисленные, а потому общеизвестные фанфики было трудно достать, их «давали почитать» в распечатках, писали от руки в эдакие «альбомы»… Веселее было только с чёрно-белыми ксерокопиями наклеек и газетных вырезок.Что касается текущего положения: я не могу дать точной «математической» оценки этого явления, поскольку сейчас не вращаюсь в этой субкультуре. Но я со своего места не вижу причин, по которым фанфикшн мог бы стать менее популярен. Человек фантазирует столько, сколько существует человечество. Вторичное творчество тоже существует очень и очень давно. Сейчас для его развития и самореализации идеальное время – ты можешь писать что угодно, опубликовать это бесплатно и получить обратную связь – и все это не выходя из дома, без всяких рекомендаций и просьб, за считанные минуты. Было бы странно на такой доброй почве не расти богатому урожаю.

Понимаю, что звучит странно, но за что бы вы сказали фанфикшн «спасибо, что ты есть в моей жизни»?

Это вовсе не странно. Я благодарна именно фанфикшн за расширение моих личных горизонтов, обучение игре со словом, формирование стилевого чутья, раскрытие творческого потенциала, за море прекрасных друзей и знакомых, за невероятные катарсисы, за огромный багаж фоновых знаний, которые приходится приобретать фикрайтеру, за обучение вниманию к деталям, за мотивацию изучать иностранные языки – и да, за игру, за развлечение, смех, слезы, проработки психологических проблем, разговоры с подсознанием… За то, что я – это я.

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты