Руководитель Образовательной платформы «Проектный Лекторий» Евгения Мамедова: «Работа в НКО — это цикличная деятельность, системный и серьёзный подход» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюРуководитель Образовательной платформы «Проектный Лекторий» Евгения Мамедова: «Работа в НКО — это цикличная деятельность, системный и серьёзный подход»

Руководитель Образовательной платформы «Проектный Лекторий» Евгения Мамедова: «Работа в НКО — это цикличная деятельность, системный и серьёзный подход»

4 сентября Евгения Мамедова, активистка и общественница, один из основателей и руководитель «Проектного Лектория», стала дипломантом конкурса «Молодой предприниматель Челябинской области 2020». 12 сентября она защищалась на всероссийском уровне в рамках Образовательного форума «Выше крыши», Санкт-Петербург. С помощью сервиса видеоконференций ZOOM мы поговорили с Женей об истории Образовательной платформы «Проектный Лекторий», грантах и НКО.

–  Как встретили Лекторий на федеральном уровне?

Нас довольно хорошо встретили. Очень приятно видеть экспертов и людей, которые проходили наше обучение. О нас многие уже знают, потому что мы работаем  три года. Уже все прекрасно понимают, чем мы занимаемся, у нас достаточно большая информационная повестка, поэтому всё хорошо прошло.

– Проектный лекторий — как всё начиналось? Как вам пришла эта идея?

В 2017 году мы работали волонтёрами грантового конкурса на форуме «УТРО» [форум молодёжи Уральского региона, в 2020 году с 3 по 5 июля] с небольшой командой из 4-х человек. Организовывая этот грантовый конкурс, помогая ребятам с проектами, мы поняли, что нет системности… цикла, который помог бы молодым людям реализовывать себя, свои инициативы, представлять их грамотно, обосновывать социальную значимость. И делать так, чтобы у ребят появлялись гранты на свои инициативы.

«В 2017 году на «Территории смыслов» я выиграла первый грант – 100.000 рублей. Ещё тогда мы поняли, что идея интересная, нужно продвигать ее».

Мы решили создать социальный проект, который включал в себя обучение ораторскому мастерству, презентацию этих проектов, расчёт сметы и заполнение документации, составление календарных планов, то есть планирование своей деятельности.

В 2017 году на «Территории смыслов» [Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория Смыслов»] я выиграла первый грант на проект, который должен был реализовываться буквально в 3-4 районах Челябинска, 100.000 рублей. Ещё тогда мы поняли, что идея интересная, нужно продвигать ее. Ну и масштабировали, масштабировали. И вот до чего сейчас доросли стараемся работать на всю Российскую Федерацию.

– Зачем нужен Лекторий? Какая цель у проекта?

Наша цель – повышать надпрофессиональные навыки, компетенции людей с помощью реализации различных программ, продуктов или проектов это наша миссия. Мы хотим дать людям некие умения, которые сделают их более конкурентоспособными. Потому что сейчас недостаточно получить какое-то профессиональное образование, выйти из ВУЗа и стать профессионалом. У тебя должны быть какие-то дополнительные навыки, свои проекты, ораторское мастерство, чтобы презентовать свою деятельность. Умение планировать свою деятельность, чтобы много успевать. Обладая этими навыками, у тебя появляются дополнительные бонусы перед работодателями. Либо ты становишься более успешным, если у тебя свой бизнес. Эти мелочи делают тебя более продуктивным, работоспособным.

Наша фишка, изюминка в том, что мы доносим информацию достаточно просто. У нас даже есть слоган: «Учись, практикуй, убеждай». Информацию, которую ты получаешь в образовательном учреждении или образовательных платформах, где присваивают профессии, наподобие SkillBox [российская интернет-компания, считается лидером российского рынка профессионального онлайн-обучения], там достаточно завуалированная информация. А мы стараемся объяснить её молодёжным простым языком, без «воды» [лишние слова (стоп-слова) в тексте]. Мы разговариваем, выстраиваем диалог с нашими участниками всегда по факту, т.е. даём какой-то короткий блок информации, закрепляем это на конкретной практике, которую можно применить в жизни.

«Наша фишка, изюминка в том, что мы доносим информацию достаточно просто. У нас даже есть слоган: «Учись, практикуй, убеждай».

– Чем Лекторий отличается от других образовательных площадок?

Главным отличием, конечно, является то, что мы просто доносим информацию. Но ещё у нас есть несколько плюсов, бонусов. Первое – «теоретический блок + практический», в рамках последнего ребята практикуют то, что они получили в рамках теории. Участники получают возможность адаптировать задания, созданные ими продукты под свою деятельность, работу. И благодаря этому сопоставлению не приходится потом придумывать, куда деть эти знания после того, как ты прошёл урок. У многих бывает так: получил 55 сертификатов, выходишь с курсов, но не понимаешь, что с этими сертификатами делать, как применить эти знания. У нас в курсе 10 уроков. Проходишь их – и у тебя появляется задание, с помощью которого можно понять, где ты можешь использовать приобретённые знания в жизни.

И ещё один бонус – у нас есть акция «Начни пользоваться бесплатно», где ты можешь получить бесплатную консультацию, помощь в разработке образовательной программы. Есть возможность пройти обучение по социальному проектированию – те же самые видеоуроки – и оценить качество экспертов, заданий, которые у нас есть. Акция создана, чтобы доказать профессионализм платформы и тех спикеров, которых мы привлекаем.

– Зачем было регистрировать НКО? Какие привилегии даёт этот статус? [– некоммерческая организация]

Мы считаем, что нельзя за обучение в сфере социального проектирования или каких-то проектных историй, которые поддерживаются государством, брать деньги. У нас немного другая политика. Если мы обучаем социальным вещам, то делаем это на социальной основе. Статус НКО позволяет это организовать.

Плюс ко всему, НКО – это большая стабильность, поддержка от государства и различных фондов. У нас в регионе это «Фонд грантов губернатора», «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора Челябинской области». Если говорить о федеральном уровне, это «Фонд президентских грантов». У «Федерального агентства по делам молодёжи» тоже есть финансирование именно для НКО.

Какие есть плюсы именно в НКО? Там идёт не разовая, проектная работа, а более цикличная и системная. А поскольку мы работаем уже три года, понимаем, какие есть показатели, какие задачи перед собой можно ставить, какая у нас целевая аудитория и что с ней нужно делать. Мы решили, что нам тоже нужна эта более цикличная деятельность, системный и серьёзный подход. И, конечно же, мы хотим пробоваться на грантовые региональные конкурсы «Фонда президентских грантов» и других грантодателей. Хотим рассказывать о себе как юридическом лице, серьёзной организации. Как социальный проект мы поработали уже, хватит [смеётся].

– Считаете ли вы Лекторий успешным проектом?

Безусловно! [смеётся] На самом деле, говорить «я успешная», наверное, немножечко неправильно. Лучше спросить у тех, кто с нами работает: наших коллег и участников. Но могу сказать одно – мы из социального проекта, который был просто инициативой нескольких человек, сейчас превратились в крупную образовательную платформу. Которую поддерживало «Министерство образования» различными субсидиями, «Федеральное агентство по делам молодёжи». И эта деятельность осуществляется не только на территории Челябинской области, но и по Уральскому Федеральному округу, дальше мы масштабировались и работаем на всю Россию. Если говорить о каких-то личных, командных ощущениях – я делаю всё не одна, с командой – то конечно да, есть какой-то показатель успешности, но мы на нём не останавливаемся. Хотим, чтобы в каждом субъекте РФ появились люди, которые проходили наше обучение, и это стало для них полезным.

– Вы со своей командой как-то отслеживаете судьбу тех, кто прошёл обучение?

Конечно! Если говорить о направлении «Социальное проектирование», которым мы довольно долго занимались, то мы постоянно смотрим, как ребята живут дальше. Кто из них получает гранты, кто посещает форумы. И если анализировать деятельность по Челябинску за последние два года, например, то порядка 70% победителей грантовых конкурсов – это наши ученики. В первый год было порядка 67%, а во втором году даже больше – 74%. И это неплохой показатель успеха и повод для гордости команды и экспертов, которые работают.

– Как Проектный Лекторий пережил изоляцию?

Как и многие, мы перешли на онлайн, не прекратили деятельность. Должны были провести форумы в регионах, но подумали, что если появилась возможность запускать продукты в онлайн и сейчас это актуально для многих – то давайте масштабироваться прямо сейчас! И сделали онлайн-курсы, которые пользуются популярностью: даже вторая волна по количеству участников довольно большая.

Появилось больше творчества. Организация очных мероприятий занимала достаточно большое количество времени, а сейчас уделяем время видео в TikTok [сервис для создания и просмотра коротких видео], объяснениям про различные грантовые конкурсы, какой-то более интерактивной части. Онлайн-контент не всех интересовал до пандемии.

Лекторий74 – ваша основная работа?

На данный момент да, но раньше не была. Вернее, когда мы начинали, это был социальный проект, после этого вошли в состав «Молодёжного ресурсного центра» отделом проектов и форумов, после этого нас пригласили работать в «Фонд грантов губернатора», полгода мы там работали. И вот буквально с июля мы являемся самостоятельной организацией, подаём документы на регистрацию в качестве юрлица. Я не являюсь сотрудником Фонда, если говорить откровенно, потому что ушла, так сказать, в своё дело. И команда поддерживает это решение, мы стараемся развиваться. Чем больше ты масштабируешься, тем тяжелее это совмещать с работой.

Поэтому можно сказать, что Лекторий моя основная работа, но есть ещё дополнительные хобби. Я работаю стилистом на различных съёмках, бровистом. И это тоже, что скрывать, приносит какую-то часть дохода. Ну и деятельность Проектного Лектория я могу выстраивать сама, поэтому я в ней и осталась. Не ушла, не стала работать в какой-то системе, потому что в таком случае нужно отдаваться полностью, и планировать деятельность в рамках своего проекта было бы очень сложно.

– Что даст победа в конкурсе «Молодой предприниматель Челябинской области 2020» Лекторию? На что вы потратите грант?

Подаваясь на грантовый конкурс Росмоложёжи, мы масштабируем деятельность. Это даёт имя, известность, распространение бренда, обучение других регионов. То есть регион получает бесплатные образовательные программы, спикеров, участников, качественную организацию мероприятий на их территории, сотрудничество с нами. Мы, в свою очередь, приобретаем полезные связи. Это распространённая практика. Плюс ко всему, мы получаем некую известность бренда. Для нас очень важно, чтобы как можно больше людей запомнили, что в Проектном Лектории есть качественная образовательная программа. Чтобы люди знали, что есть мы, и мы можем обучать.

– Три лайфхака, как успешно защитить грант!

Первый, давайте попробуем… [смеётся] Во-первых, у тебя должна быть заполнена проектная карта в соответствии с методическими рекомендациями «Федерального агентства по делам молодёжи». Форма есть на сайте «Росмолодёжи» в разделе «Поддержка». Нужно всегда ориентироваться на этот документ, поскольку он периодически обновляется, и когда ты приезжаешь на форум, не прочитав документацию по конкурсу, в котором участвуешь, зачастую возникают проблемы.

Второе нужно верить в свою идею! Звучит очень обобщённо, но тем не менее, ты должен быть уверен в том, что твоя идея действительно социально значима. Что она решает какую-то проблему, о которой ты говоришь, и действительно несёт какое-то благо целевой аудитории.

В-третьих, позаботиться о качественном выступлении. Презентовать свой проект уверенно, рассказывать простым языком. Когда ты перед экспертной комиссией (приходишь выступать), то у тебя есть буквально три минуты. Все прекрасно понимают, что за три минуты рассказать о проекте, который будет реализовываться в течение календарного года, достаточно сложно. Я всегда говорю: придется встретить разных экспертов, они могут быть профессионалами в разных областях, и если проект узкоспециализированный, то постарайся максимально простым, человеческим языком объяснить, что вы с командой будете делать. Говори без «воды»: на презентацию проекта даётся мало времени, нужно, чтобы всё было максимально понятно. Чем понятнее будет объяснение и чем более уверенно ты будешь действовать в рамках своей публичной защиты, тем больше шансов доказать экспертной комиссии, что инициатива действительно чего-то стоит.

Если эти три пункта у тебя есть, просто иди до конца. Очень многие из-за того, что не победили в каком-то одном грантовом конкурсе, думают, что они непрофессионалы. Думают, что у них ничего не получится, и на этом всё.

Сегодня ты из-за одного такого услышанного слова можешь решить, что у тебя очень плохой проект. Может быть, эксперт, который отсматривал твою проектную карту, считает, что ты недостаточно её проработал, и тебе на это указывает, дает какие-то советы. На эмоциональном фоне ты можешь воспринять всё это довольно резко. Не расстраивайся, даже если это не получилось в первый раз, нужно идти дальше, доказывать, придерживаться первоначальной идеи. Верить в то, что эта идея действительно решит проблему какого-то региона, муниципалитета!

Андрей Темрюх, редакция «Тинейджер»

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты