Подкроватное логово: где затаились наши страхи из детства? - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюПодкроватное логово: где затаились наши страхи из детства?

Подкроватное логово: где затаились наши страхи из детства?

Зачастую дети живут в мире фантазий. Кто-то вызывает духов, оставляя им записки на подоконнике, другие пытаются разглядеть в ночном мраке привидений, а третьи сражаются с драконами или пиратами. И главное правило детства – не высовывать ноги из-под одеяла, ведь монстр обязательно схватит за них, чтобы утащить под кровать. Поэтому лучшая защита – одеяло! А может быть, самый ужасный страх настигал в магазине, когда мама, оставив нас на кассе, отошла за никому не нужным молоком, а очередь в этот момент неумолимо быстро начинала двигаться вперед?

Часто именно друзья открывают нам тайный мир Пиковой Дамы, Сапожника, Самары из «Звонка» и других существ, истории о которых вселяли ужас в детские сердца. Но интерес и азарт превосходили затаенный страх, и даже самый трусливый из компании с украдкой подсматривал за ритуалом призыва духов. Такие истории не обошли стороной и кандидата филологических наук Андрея Сафонова, который не только поделился своими детскими кошмарами, но и рассказал о их природе и влиянии:

– Как и многие дети я боялся темноты, а точнее того, что может скрываться за ней. Мне представлялось какое-нибудь сообщество духов или Пиковая Дама, например. В одном из радиоэфиров продвинутый коллега объяснил происхождение страха: «Когда ребенок находится в комнате, он думает, что там чука-бука, хотя чуки-буки там нет, она в этот момент другим занята, но страх-то реальный».

И на этом реальном страхе, который имеет мифическую, иррациональную основу зиждется значительная часть детского фольклора. Я помню, как мы делились друг с другом разными страшилками, например, о том, как Пиковая Дама задушила какого-то мальчика. Также мы рассказывали историю, что если на стене нарисовать человечка, прочертить ему дорожку, положить на нее камень, то этот человек в двенадцать часов ночи двинется в путь и будет ругаться. То есть в детстве я боялся потусторонних сил. Ведь ребенок близок к природе, у него нет рационального осмысления происходящего, естественно, эти сказки, мифы, страшилки обретают для него вполне осязаемое и буквальное значение. Потом он начинает к этому относится сугубо эстетически, иногда любуясь, иногда посмеиваясь. В студенчестве у меня был период, когда приходилось добираться до дома в позднее время. Автобусы уже не ходили, поэтому я шел пешком полтора десятка километров, и дорога пролегала в двадцати метрах от кладбища. Даже тогда я испытывал устрашающие эмоции, и сейчас не хотел бы повторить этот опыт. Но я благодарен детским страхам, потому что они, как мне кажется, позволили научиться чуть тоньше чувствовать реальность, считывать какие-то проявления, анализировать их, делать из этого аналитические выводы. Если бы я с детства ничего не боялся, то, наверное, не обращал бы внимания на многие ценные вещи в окружающей действительности. В любом случае, полезно то, что связано с волшебством, ведь это помогает видеть некий скрытый смысл в вещах.

Нередко детское воображение играло с нами, рисуя невиданных существ в нашем сознании.Так, 20-летний Евгений Бахмат поделился рассказами о своих вымышленных героях, которые устрашали его, но вместе с тем подарили ему ряд веселых воспоминаний:

— Мои друзья опасались монстров и чудищ, а я боялся непонятную бабаку! Мой детский мозг придумал, что в углу коридора живет огромная и волосатая бабака, которая хочет меня поймать. Поэтому я всегда быстро пробегал мимо этого угла, чтобы она меня не схватила. Кстати, кот, а тогда еще маленький котенок Лайм, подхватил мою идею, так что мама сходила с ума от нашей беготни. Теперь уже у взрослого кота до сих пор осталась привычка носиться по коридорам. Немного повзрослев, я начал считать себя защитником семьи. Как раз в то время я начал бояться, что наш дом ограбят. Но мужество было сильнее страха, поэтому перед сном я проводил обязательный ритуал: начинал медленными и размашистыми шагами с несусветным топотом передвигаться по квартире. Мне казалось, что так я пугаю не только грабителей, но и всевозможных монстров. Соседям, наверное, тоже было не по себе в такие моменты.

 

Признавайтесь, кто в детстве следил за игрушками? Ведь за нашей спиной они обязательно оживают. А кто читал страшилки под покрывалом? 18-летняя Мария Горшкова поделилась своими детскими историями:

– Я безумно боялась потерять свои игрушки! Это постоянно терзало меня, поэтому я старалась хорошо себя вести, чтобы мама не расстроилась и не забрала моих любимцев. Другой страх у меня появился, когда мы с подругой решили устроить вечер страшилок. Начитавшись ужасных историй про монстров и призраков в темной комнате, подруга увидела на балконе пробегающее нечто, из-за чего рухнула со стула, а я полетела за ней. Сейчас смешно это вспоминать, а тогда было очень жутко. Так появилась боязнь темноты и тех чудищ, которых она может принести с собой. Кстати, мы до сих пор не знаем, кто в ту ночь был на балконе…

 

 

Помимо шутливых историй страх может стать пыткой взрослой жизни. Откуда всё-таки приходит ужас в детский ум, и чем он может обернуться? На эти вопросы ответит детский психолог Ирина Дементьева:

– Как правило, детские страхи возникают на основе получения информации из внешнего мира, которая преобразуется в фантазии и воображения. Также, они формируются на базе психологических особенностей (впечатлительность, повышенная тревожность, активная фантазия). Другой причиной появления страха могут стать ошибки родительского воспитания, например, негативный опыт, запугивания, высокая тревожность родителей или их агрессивное поведение, а также фильмы, компьютерные игры, психологические расстройства у ребёнка. И ответная реакция на реальную или воображаемую угрозу выражается в страхах. При отсутствии грамотной помощи родителей и специалистов, детские страхи способны трансформироваться в фобии, беспокойства и паники. Человек становится тревожным, неуверенным, стремится избегать определенные ситуации, которые пугали его в детстве, появляются трудности социальной адаптации, нарушается организация психики, что может привести к пограничным или клиническим состояниям, неврозам, психологическим заболеваниям. Такому человеку становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам, уживаться с людьми, ведь он замыкается в себе, ограждается от мира, проявляется недоверие к людям. Детки, чей страх перешел в такое состояние, как правило, живут с измененным эмоциональным состоянием, у них нарушено дыхание, учащенное сердцебиение, присутствует мышечное напряжение и зажимы. Они чрезмерно привязаны к взрослым, боятся одиночества и потенциально опасных ситуаций.

Таким образом, стоит помнить, что страх – это нормальная реакция. При правильных действиях история о монстрах станет всего лишь веселым воспоминанием из детства.

Материал подготовила Полина Падалец

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты