В.В.Антропова: «Мастерство журналиста – во владении средствами языка»

Один из этапов творческого конкурса при поступлении на журфак ЧелГУ – редакторско-корректорская правка предложений (стилистика и редакторская правка). Получив бланк с текстами, абитуриент должен найти в них ошибки, а затем исправить их и записать свой правильный вариант.

Вера Владимировна Антропова

Вера Владимировна Антропова, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, ответила на распространенные вопросы, касающиеся редактирования предложений.

– Вера Владимировна, что же такое стилистическая правка текста?

– Абитуриентам необходимо отредактировать 10 предложений, в которых имеются нарушения лексических, грамматических, стилистических норм. Возможно, придется полностью переделывать предложения, чтобы добиться содержательности и в то же время правильного оформления мысли.

– Зачем нужен этот этап творческого конкурса?

– Этот этап необходим в силу того, что мастерство журналиста обнаруживается не только в хорошем знании фактического материала, но и во владении средствами языка, иначе даже актуальная и интересная тема не будет раскрыта должным образом или будет неверно интерпретирована читателем. Свободное владение всеми языковыми средствами выразительности позволяет журналисту полно и глубоко раскрыть тему, характер своих героев, авторское отношение к ним. Необходимо помнить и о том, что выбранный журналистом жанр выражается в первую очередь в языковом оформлении текста.

– Откуда берутся эти предложения для творческого конкурса?

– Их никто не придумывает, все они берутся из СМИ. Чаще всего, конечно, источниками являются разговорные радиостанции и телевидение.

– Долго ли приходится проверять?

– Проверять – недолго, но это требует внимания, так как у большинства абитуриентов уровень владения навыками стилистической правки примерно одинаков, поэтому для каждого из них важно даже минимальное преимущество в баллах.

– Сложен ли для абитуриентов такой формат?

– Нет, сам формат не особо сложен. Ребята после традиционных консультаций уже знакомы с технологией и представляют, что от них требуется.

– Как показывают себя ребята на подготовительных консультациях, какие типичные ошибки допускают?

– Показывают себя с хорошей стороны: мне очень нравится их желание вникнуть в суть вопроса, сравнить несколько вариантов и выбрать оптимальный. Типичные ошибки таковы, что многие абитуриенты находят только одно нарушение и на этом «успокаиваются», а в предлагаемых текстах их может быть несколько. Возможно и другое: исправляют точечно только ошибку в отрыве от всего предложения и не видят, как оно потом выглядит в целом.

– Какие правила в текстах часто нарушают?

В текстах чаще всего имеют место нарушения лексических, стилистических, морфологических, синтаксических норм.


Вот несколько примеров предложений, которые требуют редакционной правки. Попробуйте отредактировать их:

  1. За некоторые деяния частное лицо может оштрафоваться до пятьсот тысяч рублей, каковую меру надо признать чрезмерной.
  2. Переговорив с организаторами с глазу на глаз, они мне сказали, что на митинге ожидается несколько тысяч людей.
  3. Сейчас, после исследований, вроде бы есть обратная отдача, хотя все еще есть несколько тонких нюансов.
  4. Сирийские власти несут огромную ответственность по происходящему, демонстрируя о том, что они слабые.
  5. По итогу событий давайте обходиться из реалий.

Видеолекция Веры Владимировны Антроповой о редакторско-корректорской правке предложений:

Вам также могут понравиться эти

X