Работа над ошибками: советы действующих журналистов первокурсникам - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюРабота над ошибками: советы действующих журналистов первокурсникам

Работа над ошибками: советы действующих журналистов первокурсникам

Второй семестр проносится стремительно. Дальше – летняя сессия и практика. С начала учебного года первокурсники журфака знакомились с медиалабораторией, учебной редакцией, журналом Reлеванс и постепенно набирались опыта, чтобы использовать его в дальнейшем. В стенах университета все кажется простым и понятным, и сделать ошибку не так страшно, однако эта маленькая поблажка уже не сработает в  СМИ, куда студенты пойдут на практику. Как не ударить лицом в грязь и не допустить промашек во время подготовки материала?

Промахнуться может каждый – и новичок, и профессиональный журналист. Этого не всегда можно избежать, но приложить усилия для этого по плечу каждому. А если прислушаться к более опытным коллегам, то возможность допустить ошибку и вовсе приблизится к минимуму.

Ирина Кожемяко, журналист, автор проекта «Uraltrip», преподаватель

 1. «Не игнорируйте возможность экспериментировать. В начале почти никто из вас не знает, какая тема или жанр будут даваться лучше и интересней, какая подача походит именно вам, какие интонации и какие вопросы станут «коронными». Поэтому пробуйте и не бойтесь ошибаться».

Лучше сразу пуститься «во все тяжкие», чем по окончании университета вообще не понимать, как записывать стапы и синхроны или задаваться вопросом: «Мамочки, что это такое?»

2. Не бойтесь копировать, особенно во время учёбы или когда только начинаете работать в журналистике. Есть тот, кто был первым, кто изобрел этот самый «велосипед». Но потом он стал меньше вкладываться в развитие и регулярную работу, и люди, которые ему подражали, перенимали его опыт и вышли вперед, потому что начали дополнять дело своими идеями и работать усердней, вкладываться в имидж, в фишки и так далее. И кто тогда достигнет большего успеха? Но! Не наглейте. «Подсматривайте», делайте заметки, фиксируйте выводы. Если вы будете постоянно «копипастить» на 100%, то ваш труд никому не будет нужен, а своё драгоценное время вы будете тратить впустую.

3. Успех любого материала – в подготовке. Заранее готовьте вопросы («копайте» глубоко, используйте неочевидные источники, а не только «Википедию»). Источниками для вас могут быть друзья или знакомые, если, допустим, у вас интервью со звездой, а среди вашего окружения есть фанаты. Они точно знают больше вашего, поэтому смело обращайтесь за фактами и подробностями.

«Поразмышляйте, поищите, что объединяет вас с интервьюируемым. Может, вы оба левши или любите редкую породу попугаев. Озвучивание необычного факта может перевести гостя на вашу сторону, сработает эффект «ты меня понимаешь!». Это раскроет гостя, и, возможно, он поделится с вами какой-то эксклюзивной историей или фактами из своей жизни».

4. Некоторые правила существуют, чтобы их НЕ нарушать. Если вам говорят не надевать в кадр белое и яркое, а чёлку стоит убрать, то лучше прислушаться. Когда у нас были первые пробы в лаборатории телевидения ЧелГУ, я нарушила все правила внешнего вида, да ещё и протараторила весь текст как из пулемёта. После этого было очень много экспериментов с внешним видом. Это, собственно, и помогло выработать собственный стиль и понять свои выигрышные ракурсы, цвета одежды, причёску и макияж. Ну а про то, что только регулярная практика поможет разобраться с голосом и дикцией, говорить вообще не стоит, это очевидно.

 

Герман Галкин, бывший собственный корреспондент газеты «Коммерсантъ» в Челябинской области, бывший главный редактор «Вечернего Челябинска», а затем – главный редактор сетевого издания Lentachel.ru

«Ошибок, на самом деле, новички допускают много. Например, начинают писать о том, чего не знают. Есть очень простой совет. Прежде, чем что-то публиковать, автору нужно прочитать это вслух самому себе и еще кому-нибудь из близких или друзей, и вдуматься в то, что сказано. Уверен, сразу обнаружатся ошибки и невнятности».

У меня был случай, когда я неправильно назвал фамилию руководителя предприятия в материале из-за плохой слышимости по телефону. Это было в начале 90-х. Кормана назвал Борманом. Это был один из руководителей на УралАЗе в Миассе. За этим ничего не последовало, потому что я только начинал работать на «Коммерсантъ».

Наталия Хомякова, редактор Life.ru (Москва)

«Ошибки»:

1. Когда ты думаешь, что ты уже Журналист. Обычно это как раз случается на первом курсе, когда ты всем вокруг сообщаешь: «Я у мамы журналюга». Заполняешь свои соцсети статьями, фоточками и мемасами по этому поводу. Но при этом ты понятия не имеешь ни про работу нормальной редакции, ни про правки, ни про скомканный ритм жизнь. Все романтизируется и преподносится как классная профессия, в которой ты уже спец. Ты позволяешь себе критиковать коллег, рассуждать о политике, экономике и культуре, хотя, давайте по-честному, совсем в этом не разбираешься. Особенно в сравнении с коллегами более опытными.

2. Когда считаешь, раз тебе понятно, то и другие поймут. Из-за этого в тексте появляется очень много общих фраз, типа: «было много интересных конкурсов», «актеры показали высокий уровень мастерства», «всем очень понравилось мероприятие», бла-бла-бла. Каких конкурсов? Почему высокий уровень? Кому всем и что именно понравилось? В студенческих газетах такие тексты пропускаются, их особо не правят, ссылаясь: «это ж начинающий, но зато с потенциалом!». А потом случается первая ошибка: «В студгазете вышло, размещу в соцсетях, потому что я у мамы журналист». Вот мой текст, где как раз много общих фраз типа «много юных зрителей», «музыкантов это порадовало».

3. Когда не пытаешься вникать. Это касается всего: прочитанных текстов, посещенных мероприятий, выслушанных ответов. Ты играешь в журналиста, при этом не вкладываясь.

4. Когда не стараешься найти примеры. Читателю наплевать на мнение журналиста, если он не Познер или Парфенов. Есть тема – найди спикеров, покажи экспертное мнение. Твоя позиция может быть интересна только твоим друзьям, да и то не факт.

Как исправить ошибки:

Совет очень прост: осади, как говорили у нас на районе. Ты не журналист, пока не пришел в нормальную редакцию, где есть четкий график, редполитика, противный главред, бесконечные правки и куча горе-комментаторов.

«В студенческие годы ты можешь быть кем угодно: кассиром в фастфуде, корреспондентом в студгазете, редактором своего паблика, маминым зайчиком. Универ кончится, и вот тут начнется работа. Над собой в первую очередь. Никому не будет интересно твое мнение и твои фразочки про «много интересных конкурсов». Людям нужны детали, подробности, вкусные моменты. Тебе придется их выкапывать, готовить и класть им в рот. Все остальное – оставь для студгазеты и своего Instagram-аккаунта».

Важно понимать, что хорошими журналистами не рождаются. Чтобы уметь создавать качественный контент, нужно много практиковаться, следить за работой коллег, здраво воспринимать критику, а также прислушиваться к ней и учиться на своих ошибках.

Материал подготовила Надежда Уварова

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты