М.А.Демчук: «Нужно быть искренним и заинтересованным в том, о чём вы пишите» - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяГлавные новостиМ.А.Демчук: «Нужно быть искренним и заинтересованным в том, о чём вы пишите»

М.А.Демчук: «Нужно быть искренним и заинтересованным в том, о чём вы пишите»

Первый этап творческого конкурса для поступающих на направление «Медиакоммуникации» – написание рецензии на выбранный медиапроект.

При оценке содержания рецензии будут учитываться:

  • обоснованность выбора объекта для рецензии;
  • умение сформулировать его значимость и место в структуре современного медиапространства;
  • разнообразие и полнота охвата и анализа в тексте различных характеристик проекта;
  • логика и композиция текста;
  • грамотность.

Как написать рецензию и получить максимум баллов за этот этап творческого конкурса? За ответом мы обратились к ассистенту кафедры журналистики и массовых коммуникаций Максиму Алексеевичу Демчуку. Он умеет писать рецензии и говорить о них, ведь этой теме он посвятил свою дипломную работу и недавно защитил магистерскую диссертацию о жанре рецензии.

Максим Алексеевич Демчук

— Максим Алексеевич, почему вы выбрали для написания своих исследовательских работ именно жанр рецензии?

Я с детства занимаюсь музыкой. Подразумеваю под этим и игру на музыкальных инструментах (окончил музыкальную школу по классу «скрипка», акустическую гитару время от времени в руки беру), и её осмысленное прослушивание с целью интерпретации, рефлексии, да и банального, но очень важного накопления культурного бэкграунда. Не поступив в музыкальное училище, а точнее, даже не попытавшись, решил сменить как оптику, так и метод взаимодействия с музыкой и пошёл на факультет журналистики, где с первого курса занялся исследованием музыкальной журналистики, в частности, жанра рецензии.

А дальше всё начало складываться само собой. Защитил ВКР на тему «Культурные коды в текстах музыкальных рецензий», попал в грант РНФ 18-18-00007 «Медиаэстетический компонент современной коммуникации», в котором моей научно-исследовательской областью стала проблема вербализации музыкальной эстетики.

В рамках гранта было написано много статей, посещено несколько конференций. Впрочем, он ещё не закончен, а потому думаю, что дальше — больше. Закономерно, что тема моей магистерской диссертации — «Элементы музыкальной рецензии в интернет-медиа в аспекте вербализации звуковой эстетики».

— Был ли у вас опыт публикации рецензий на сайтах или же вы ведете свой блог?

У меня был паблик с 4000 подписчиками, сейчас новый, с 2000. Но целенаправленно за деньги не пишу, нет мотивации. Сейчас у меня там уникальный набор администраторов: я, редактор социальных сетей и сайта журнала «Сеанс» Павел Пугачев, 17-летний гитарист-виртуоз Арсений Трифонов, режиссёр музыкальных театров и ведущий утреннего эфира на радио «Олимп» Роман Прецер и выпускник ВШЭ Даниил Черненко.

— Какие хорошие рецензии ты видел или запомнил?

Могу привести в пример рецензии Павла Зотова, нашего студента направления «Медиакоммуникации», которые он писал для независимого проекта о кино Mirumaximum, будучи студентом первого/второго курсов. Если говорить о профессионалах, то, пожалуй, отметил бы Василия Степанова из «Сеанса».

— Какие проекты чаще всего выбирают абитуриенты, когда пишут рецензию во время творческого конкурса?

Под медиапроектом, теоретически, можно подразумевать всё, что угодно: от сериала и компьютерной игры до музыкальной пластинки и программы на ТВ. Абитуриенты выбирают то, что им ближе.

— Какие примеры шаблонных фраз существуют? Можно ли их использовать?

Здесь не существует какого-то чёткого перечня. С одной стороны, нужно бежать от формата сочинения на ЕГЭ, жизни в нём нет, с другой, необходимо понимать, что существует чёткая структура текста (композиция), которой желательно придерживаться. Выглядит она примерно так: прописываем те вопросы, на которые автор медиапроекта пытается ответить и которые задаёт зрителям/читателям/слушателям. Исходя из этого, одним предложением формулируем основную идею, то есть отвечаем на вопрос «О чём это?». Далее описываем свои ощущения, эмоции, мысли, возникающие при его потреблении. Определяем инструментарий, с помощью которого автор конструирует медиапроект и пытаемся разобраться с тем, почему именно этот набор инструментов позволил добиться того или иного эффекта.

В итоге читателю понятен творческий метод автора, он прекрасно понимает, «что это такое сейчас было». Но это в идеале, ясное дело! Речь идёт именно о каркасе, а наполнение может быть совершенно разным, в зависимости от подхода к объекту рецензирования. Какой он? Структурно-композиционный? Культурологический? Контекстуальный? Комплексный?

Если же говорить о словах/выражениях/фразах, то, разумеется, требуется минимизировать клишированные фразы («это же цирк какой-то, а не программа») и стремиться к умению писать креативно.

Креатив у каждого свой, и зависит он от умения использовать своё авторское «я» на практике. Но, в любом случае, важно быть заинтересованным в том, о чём вы пишите, и искренним.

— Что касается музыкальных рецензий? Могут ли их брать абитуриенты?

Наверное, могут, если смогут доказать, что музыкальный альбом является медиапродуктом.

— Где можно почитать рецензии, написанные грамотно и по сути?

Чёрно-белый журнал о кино «Сеанс». Colta.ru вполне себе жив. Удивительно, но процветает отдел культуры «Коммерсант». Ещё есть странная штука Republic (бывший «Слон» или «Сноб» – всегда их путаю). Они за свои тексты деньги требуют, но сейчас там довольно прикольная редакция (часть «Ведомостей», например, включая Олега Зинцова). Snob.ru, раз уж вспомнил, всё еще существует, там редакция даже бумажную версию раз в несколько месяцев издаёт. Они, конечно, застряли где-то между 90-ми и нулевыми, но периодически у них различные умные и не самые очевидные люди появляются в качестве авторов. Проект «Горький» неплохой – там про разную литературу, включая современную, нестыдные тексты пишут.

— Должна ли быть какая-то база у начинающего рецензента?

Разумеется! Но это касается не только рецензентов, которые адекватный культурологический анализ провести без убедительного культурного бэкграунда не смогут, но и вообще любых гуманитариев.

— Как с нуля начать писать рецензии? Нужно ли просматривать отзывы специалистов в этой области? А может, развивать свой литературный язык?

Много смотреть, читать, слушать, простите уж за банальность. Разумеется, как я уже говорил, быть искренним и заинтересованным в том, о чём вы пишите. Стиль письма сформируется сам! Что касается специалистов, то да, конечно, но нужно понимать, что настоящий специалист тот, у которого «чуйка» не только на хайп, но и на качество. В современных реалиях это очень важно учитывать!

Полностью согласен с мыслью о том, что критерии качества сейчас окончательно перестали быть едиными, а стали сугубо контекстуальными. Иными словами, каждый представитель социума формирует для себя те критерии, которые на его взгляд в текущих условиях наиболее актуальны, но ведь и рецензент — представитель этого социума, а потому он, обладая журналистскими навыками, культурным бэкграундом, умением анализировать и логически мыслить, способен убеждать в адекватности актуальных для него критериев широкий круг людей. Сейчас же происходит наоборот: рецензенты не создают тренды, а подчиняются им. И любому, особенно начинающему рецензенту, очень важно это осознавать, чтобы не выгореть, столкнувшись с обозначенной выше проблемой.

— Чем руководствоваться абитуриентам при подготовке к творческому конкурсу?

Советую быть спокойными и уверенными в своих силах. Может быть, у них и мало профессионализма, но есть то, чего нет у многих профессионалов: искренность и проницательность. Руководствоваться лучше всего здравой логикой, собственными мыслями и мыслью о том, что содержание должно быть в балансе с формой, а потому нет смысла выкидывать из рукава все карты, лишь бы произвести «Вау-эффект». Избегать нужно оценочного субъективизма, излишней вычурности, «лобовой» прямолинейности и отсутствия чёткой структуры.


Видеолекция Максима Алексеевича о том, как грамотно выбрать медиапроект для рецензирования, построить рассуждение, подобрать аргументы и при этом избежать шаблонных фраз:

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты