Борис Киршин: заботливый отец журфака, талантливый журналист и редактор - Медиапортал | Факультет журналистики ЧелГУ
ГлавнаяИнтервьюБорис Киршин: заботливый отец журфака, талантливый журналист и редактор

Борис Киршин: заботливый отец журфака, талантливый журналист и редактор

Как Борис Николаевич Киршин стал деканом журфака и редактором самой независимой газеты в регионе: «Челябинский рабочий»? Есть ли будущее у печатной прессы? Рассуждаем в материале.

Борис Николаевич Киршин (родился 24 января 1948 года в городе Магнитогорске) — главный редактор газеты «Челябинский рабочий», декан факультета журналистики ЧелГУ, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат многочисленных конкурсов и премий, прекрасный журналист и редактор. Студенты и коллеги просто обожают Бориса Николаевича – он чуткий руководитель, добрый и внимательный наставник. Под его заботливым крылом на факультете всегда царит творческая атмосфера.

Журналистский путь Бориса Николаевича начался еще в армии, он писал заметки о службе и учениях. После возвращения отучился на заочном отделении индустриального техникума, но по специальности работать не хотел, поэтому пошел в «Магнитогорский рабочий», где совсем не оказалось рабочих мест. Но через год Киршина пригласили в Челябинск, где он работал корреспондентом, ответственным секретарем и заведующим отделом. В 1990 году он стал главным редактором газеты «Челябинский рабочий».

Очерки Бориса Николаевича не раз отмечались на Всесоюзном конкурсе как лучшая журналистская работа. Киршин был награжден Почетным дипломом Союза Журналистов СССР и орденом Почета.

Но как же Борис Николаевич стал деканом факультета?

В Челябинском государственном университете на филологическом факультете обучали молодых журналистов. Ректор ЧелГУ Валентин Дмитриевич Батухтин (в 1991 году) предложил принять участие в подготовке. А в 2002 году в ЧелГУ как раз был создан отдельный факультет журналистики. Так Борис Николаевич и стал деканом.

Карьера декана началась одновременно с редакторской. Тогда же Киршин понял, что редакция «Челябинского рабочего»  требует обновления. Издание пережило немало трудностей и Борис Николаевич, как главный редактор издания, соответственно, тоже. Газета «Челябинский рабочий» временно прекращала свой выход с 1 июля 2016 года и была выставлена на торги, которые были завершены в июне 2018 года. В результате конкурса издательство газеты возглавил Василий Васильевич Середонин, а выход газеты возобновился.

В 2018 году Борису Николаевичу исполнилось 70 лет. Накануне юбилея именинник познакомил читателей со своей новой книгой «Прощай, Гутенберг!». Книга Б. Н. Киршина внесла вклад в историю современной российской журналистики. Подзаголовок «Как уходил «Челябинский рабочий»: итоговый конспект» говорит сам за себя. В ней автор анализирует судьбу старейшей региональной газеты и рассказывает о том, что происходит с печатными СМИ в России. Дело в том, что «газетная» пресса отошла на второй план, ее заменил интернет.

Мы побеседовали с Борисом Киршиным, чтобы узнать, каким он видит будущее газеты «Челябинский рабочий» и газетной отрасли в целом. А также, какие тенденции современного сетевого мира могут помочь печатной прессе вернуть популярность.

– Борис Николаевич, каким вы видите будущее «Челябинского рабочего» и газетной отрасли в целом?

– Судьба газет в первые десятилетия XXI века невероятно осложнилась. Они столкнулись не только с сильнейшими технологическими вызовами, но и с мощным экономическим кризисом, который не все смогли пережить. Особенно трудно пришлось независимой прессе, которая, не получив достаточной поддержки государства, практически ушла с общественной сцены. Но я, как многие другие специалисты, считаю, что газеты не уйдут из нашей жизни навсегда. Они претерпят изменения, но останутся с нами. Возможно, какие-то перемены в общественной жизни будут способствовать возрождению их популярности. Во многих странах они по-прежнему популярны и невероятно влиятельны. Посмотрите, какую роль играют газеты в Америке, Великобритании, Германии и многих других странах.

А у «Челябинского рабочего», в известном смысле, счастливая судьба. Он был одной из ведущих региональных газет страны, широко известной не только в России, но и за рубежом. Не пережив кризис, «Челябинский рабочий» не пропал бесследно, а нашел свое место в сфере образования, став студенческой газетой журфака ЧелГУ. Благодаря этому будущие журналисты взаимодействуют с реальной аудиторией, набираются бесценного творческого опыта. В этом смысле у него прекрасное настоящее и, я надеюсь, будущее. Представьте: нынешний владелец бренда Василий Середонин решит вывести его на новый уровень, снова сделать «Челябку» профессиональным изданием. Кого он в него пригласит? Конечно, прежде всего, молодых журналистов, прошедших школу студенческой редакции «Челябинского рабочего».

– Какие тенденции современного сетевого мира могут помочь печатной прессе набрать популярность?

– Наш мир перегружен информацией. Разобраться в ее огромных потоках людям очень непросто. Задача журналиста – помочь публике найти путь в океане избыточной информации. Она часто не имеет смысла для большей части общества без анализа, верификации, выяснения закономерностей, прогнозирования перспектив. Извлечение смыслов из множества разрозненных данных и сообщений – вот чего ждет общество от журналистов в условиях сетевой действительности. Печатным СМИ это удается лучше всего. Лучшие газеты, журналы всегда публиковали яркие расследования, увлекательную аналитику. Важно реализовать это конкурентное преимущество. Новые медиа тоже в какой-то степени решают эту задачу, но не так эффективно. Для печатной прессы это шанс.

– Как частичный переход в Интернет отражается на деятельности газеты?

– При первом столкновении с интернетом издатели рассуждали примерно так: если многие наши читатели хотят получать контент по интернету – надо дать им его и монетизировать. Пусть мы теряем аудиторию и доходы в офлайне, зато благодаря сайту, присутствию в социальных сетях будем увеличивать все это в онлайне. В целом наша аудитория и доходы не уменьшатся, может быть, даже возрастут. К сожалению, эти надежды сбылись далеко не полностью. Во многом потому, что газетчики не научились активно использовать интернет и социальные сети в своем творчестве – для поиска новых тем, фактов, мнений, изучения аудитории. Будущее газеты заключается в ее релевантности для читателя: она должна соответствовать его представлениям об актуальности.

– Какие жанры периодики будут актуальны, по вашему мнению?

– Практически все традиционные жанры в той или иной мере используются в новых медиа, часто их смешивают, чтобы повысить привлекательность публикаций. Даже присущие только им материалы – мультимедийные лонгриды и сторителлинг – представляют собой комбинацию этих жанров. Какие из них будут наиболее актуальны, не стоит гадать. Те, что позволят в данный момент наиболее эффективно отражать действительность. Анализируя материалы новых медиа, я пришел к выводу, что главное условие их успешности – умение креативно мыслить и хорошо писать. Поэтому надо хорошо знать традиционные жанры и умело их использовать.

– Может ли произойти переосмысление классических газетных жанров? Как вы это видите?

– Наверное, со временем это произойдет, но не так скоро. Система газетных жанров, на мой взгляд, – очень серьезная вещь. Важно их знать, поработать сначала в чистых жанрах, проникнуться ими, а потом не вспоминать о них – журналистский инстинкт подскажет, как их использовать в каждом конкретном случае.

Жанры будут видоизменяться, смешиваться, утрачивать и вновь обретать актуальность, но будут жить и оставаться в основе журналистского творчества всегда.

Яна Ермакова,

Александра Лазаренко

Нет комментариев

Приносим извинения, но пока комментарии закрыты