Магистратура и аспирантура – высшие ступени образования на журфаке. Благодаря осмысленному выбору специализации студенты не только развивают аналитические и научно-исследовательские навыки, но и расширяют практические возможности для успешной карьеры в будущем. Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Марина Викторовна Загидуллина рассказала о том, что собой представляют магистратура и аспирантура и какие перспективы они открывают перед своими выпускниками.
.
– Марина Викторовна, расскажите, в чем состоит принципиальное отличие магистратуры журфака от бакалавриата того же направления?
– Магистратура – два года интенсивной работы в качестве медиаисследователя. Здесь большинство дисциплин нацелены на развитие навыков анализа современной журналистики во всех ее проявлениях, а не на обучение журналистскому производству. Конечно, журналистская практика в магистратуре тоже есть (как и практикоориентированные дисциплины), но даже в рамках этой работы от магистрантов ожидается умение анализировать свою работу, делать собственный журналистский труд предметом научного анализа. И самое главное – магистратура создает все условия для качественного и глубокого исследования именно той области, которая интересна магистранту.
– Может ли человек с нежурналистским дипломом бакалавра поступить в магистратуру по журналистике?
– Может. Просто такой абитуриент должен очень хорошо понимать, что «бакалаврскую» часть, собственно, журналистской практики ему надо будет восполнять своим самостоятельным трудом. Обычно при поступлении на собеседовании комиссия выясняет эти вопросы – что именно хочет поступающий получить от магистратуры, соответствует ли программа его ожиданиям и так далее.
– Какие, на ваш взгляд, возможности перед выпускниками бакалавриата (специалитета) открывает магистратура?
– За два года можно так погрузиться в тему (любую, в том числе и практическую – например, видеоблогинг или продвижение в соцсетях своего издания), что к концу магистратуры в рамках защиты диссертации фактически получить готовый план успешных будущих действий, основанный на новейших практиках и их исследовании. В магистратуре научат искать нужную аналитику, обобщать опыт других, видеть самые актуальные тенденции и работать на их опережение. То есть это возможность войти в практическую область журналистики, обладая не только навыками создания контента, но и глубоким пониманием самих механизмов коммуникации и медиапотребления. Например, ориентироваться в том, что, почему, при каких условиях «заходит» аудиториям.
– Как проходит обучение магистрантов?
– Магистратура сейчас работает только в очном формате. Занятия занимают по четыре пары три дня в неделю (иногда бывает и четыре занятых дня, тогда пар меньше). Вообще занятия в магистратуре идут в малокомплектных группах (не более 15 человек), поэтому обучение индивидуальное, преподаватели успевают каждому помочь.
– Магистратура подразумевает научную деятельность. Как студенту выбрать тему для своего исследования? На что в первую очередь стоит обратить внимание: на свой интерес к конкретной области в сфере медиа, на популярность этой отрасли или ее перспективность?
– Как уже ответила чуть раньше, это ключевой вопрос – тема исследования. Здорово, когда магистрант идет на факультет с твердым намерением исследовать конкретную область журналистской деятельности. Но если «глаза разбегаются» и хочется всего и сразу, то правильнее выбрать перспективное исследование, чтобы потратить два года на опережающее развитие. В этом может помочь научный руководитель, но можно и предложить ему свою тему.
– Чего в магистратуре больше: теории или практики?
– Надо хорошо понимать, что такое практика и теория применительно к подготовке магистранта. Теория – это лекции и семинары по отраслям знания (то есть изучение фундаментальных вопросов журналистской деятельности и коммуникации). А практика – это самостоятельный поиск научных источников, их обобщение, поиск перспективных трендов, выявление закономерностей, построение собственной методики исследования и, наконец, сбор данных и применение к ним этой методики. То есть «практика» (как написание журналистских статей для СМИ) заменяется системной научно-исследовательской работой – постоянной и разнонаправленной. Даже во время журналистской практики (а такие шесть недель тоже есть в программе обучения) студентам предлагается задание по научно-исследовательскому наблюдению за своей работой. То есть сама суть практики меняется – это именно самостоятельный труд по освоению научно-исследовательской работы. Чтобы потом выпускник легко мог решать любые производственные вопросы по общим принципам научного исследования – грамотного поиска источников, создания базы данных, выработки метода и проведения такого научного исследования.
– Где студенты публикуют результаты научно-исследовательской работы?
– Публикация результатов исследования – обязательное требование для магистрантов. Есть наше факультетское издание «Медиасреда» (оно занимает сейчас 13е место в стране среди более 700 журналов, освещающих результаты медиаисследований, по версии Российского индекса научного цитирования – РИНЦ, Science Index). Наше научное издание «Знак» входит в Перечень журналов Высшей аттестационной комиссии РФ. Требования к публикациям достаточно жесткие, тем не менее, лучшие статьи магистрантов там тоже публикуются. Каждая статья должна представлять собой полностью оригинальный текст, опирающийся на качественный обзор научной литературы и содержащий новый материал.
– Какой области исследований посвящены гранты журфаковцев в этом году?
– Сначала надо, наверное, объяснить, что такое научные гранты и откуда они берутся. Это относительно новая, но сейчас уже довольно распространенная форма поддержки научных исследований. В нашей стране особое внимание уделяется «молодой» науке, поэтому перед магистрантами – широкая дорога. Гранты выделяются Российским научным фондом, Президентом РФ и другими организациями.
Здорово, если появляется предложение поучаствовать в конкурсе, где неважны ученые степени (то есть неважно, магистрант ты или доктор наук – важно, чтобы ты предложил интересный и оригинальный проект, который понравится экспертам). Но на практике все же магистранты, скорее, «пассивно» включаются в коллективы исследователей, возглавляемые опытными учеными со стажем. В этом году наши магистранты работают по грантам конкурса Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (под руководством Анны Анатольевны Морозовой), а также по региональным грантам Российского фонда фундаментальных исследований (под руководством Веры Владимировны Антроповой). Исследуется современная коммуникация в различных ее аспектах (с точки зрения дискурсивных практик и особенностей коммуникативных технологий). Вообще заявки на грант надо учиться писать как можно раньше – это совершенно отдельный жанр, требующий определенных навыков.
– Может ли будущий магистр совмещать работу с обучением?
– Расписание так составлено, чтобы магистранты могли работать, потому что очень часто в магистратуре учатся вполне себе состоявшиеся специалисты, заинтересованные в «прокачивании» навыков и обновлении знаний. Обычно пары отнесены на вторую половину дня.
– Какую поддержку в развитии карьеры могут получить выпускники программы?
– Магистранты-выпускники становятся нашими коллегами. Они всегда могут обратиться к нам за советом и помощью. Кроме того, в рамках развития кадрового потенциала мы рады пополнять ряды преподавателей нашими выпускниками – теми, чьи возможности и потенциал нам хорошо известны.
Часто наши выпускники ни в какой поддержке и не нуждаются – они устраиваются на интересную работу еще во время магистратуры (а иногда и до поступления) и возвращаются к нам экспертами, работают в наших комиссиях как работодатели или представители профессионального сообщества.
– Многие студенты считают, что важнее нарабатывать профессиональный опыт, нежели тратить два года на обучение в магистратуре. Что вы думаете об этом?
– Дело хозяйское! Все зависит от уровня амбиций. Многие серьезные эксперты уверены, что сейчас во всем мире пришло время lifelong education – в принципе, каждый человек должен стремиться к постоянному получению новых системных знаний.
– Востребована ли сегодня аспирантура у выпускников?
– Аспирантура – это трудозатратное, времязатратное, а вдобавок еще и дорогое удовольствие. У нас нет бюджетной аспирантуры, только внебюджет. Но когда были бюджетные места, они не пустовали. Для того, чтобы учиться в аспирантуре, надо быть готовым к системному и нелегкому совмещению собственно учебы и подготовки кандидатской диссертации. В этом году аспирантуру заканчивает наш преподаватель Алла Владимировна Грошева – ей такое совмещение удалось. Но вообще аспирантура не место «академических групп», куда стройными рядами идут поступать. Это действительно большое испытание и серьезное решение – идти в аспирантуру.
– Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь наукой? Что им следует предпринять сейчас?
– Да хоть бы доклад на студенческой конференции сделать! Кстати, у многих это очень хорошо получается – я сужу по последней нашей апрельской конференции «Студент и научнотехнический прогресс». Если еще на ступени бакалавриата студент освоил навыки написания научных статей, почувствовал вкус к системным обобщениям пусть даже небольших проблем или вопросов в рамках своих курсовых и дипломных работ, то, наверное, учиться в магистратуре ему будет действительно интересно!