Журналистика сегодня — какая она?

Сегодня реальность меняется с невероятной скоростью. Успевают ли современные журналисты подстраиваться под все изменения своей ниши? Пообщаться на эту тему я решила с Софьей Чудиновской — специалистом по ведению социальных сетей Департамента ключевых проектов президентской платформы «Россия страна возможностей», и просто яркий человек в сфере медиа и журналистики на нашем факультете.

 — Как ты думаешь, отличается ли современный журналистский текст от того, как он выглядел в прошлом веке?

       — Цели у журналистов того времени и нашего абсолютно разные. Например, Советский Союз. Что было тогда? Были государственные СМИ, попасть в эту профессию можно было только имея навыки писательства, определённые навыки в журналистике. Обязательно нужно было отучиться на эту специальность. Выполняя свою работу, журналисты отправлялись туда, куда было необходимо для сбора материала. Они брали информацию, которую нужно, и выдавали её в соответствии с требованиями государства. Как мне кажется, была задача поддерживать какую-то определенную государственную точку зрения. А так как раньше не было, например, такой свободы слова и возможностей, как сейчас, то не каждый мог сделать собственное СМИ и его расширить. Это сейчас можно создавать площадку с помощью интернета или создать телеграмм канал, сайт, набрать аудиторию и так далее. И в журналистику войти можно гораздо легче. Почему? Потому что другие технологии, потому что из-за количества СМИ, как мне кажется, количество рабочих мест сильно выросло, не обязательно даже работать на телеканале, или в какой-то газете, или в интернет-ресурсе. Можно быть даже внештатным автором, брать заказы на статьи и работать на фриланс. Сейчас главная цель всех крупных коммерческих СМИ — это получение выгоды. Даже тем телеканалам и СМИ, которые находятся в больших холдингах, им в любом случае, нужна самоокупаемость и прибыль. Несмотря на то, что журналистика стала комерционализированной, ей приходится бороться за «взгляд» читателей. Если раньше, большого ассортимента и выбора не было, то читатель сам искал материал: «почитаю эту сетку, или вот это послушаю, или какой-нибудь поток вещания», то сейчас в интернете можно найти миллионы разных СМИ на любую тему. Например, нравится тебе рэп, ты зашел в The Flow, и в целом публикаций очень много и на всевозможные темы. Например, если хочется почитать новости Челябинска, то можно зайти в «74.RU», или в «Хорошие новости», выбора достаточно. Ещё, если раньше журналистике тексты были лишенные эмоций, преимущественно содержащие конкретную позицию, то сейчас журналисты уже дают себе право вносить какую-то эмоциональную окраску.  Не могу оценивать это как хорошо или плохо, это просто есть.  У каждого есть свой читатель. У маленьких постов, выходящих на сайтах и сми-релизов, у которых три абзаца и, у огромного лонгрида про кино – у всех будет свой читатель. Сейчас это сделать сложнее, потому что мало уметь писать, также необходимо вкладывать деньги в рекламу, придумывать инфоповоды, которые будут привлекать людей. Еще важный момент, если раньше материал был про конкретное предприятие или конкретную пресс-конференцию и так далее, то сейчас тебе нужно бороться за информацию, успеть первым ее предложить. Инфоповодов, с одной стороны, стало больше, потому что можно их брать самых неочевидных местах. С дугой стороны, стала сильнее конкуренция за внимание. Конечно, она была и тогда, но сейчас она стала еще больше.

«Журналистика классическая, к которой мы привыкли, изучая эту профессию в вузе, ее, конечно, стало меньше. Она трансформировалась, в том числе в новые медиа, но при этом она сохранила стилистику и приемы, который были и до этого.»

— Много ли ошибок в тексте делают журналисты сегодня?

         -Ошибок, я уверена, стало больше. У меня даже есть рациональное объяснение этому. Сейчас опять же идёт борьба за внимание, нужно отдать материал самым первым. Чтобы, читатель, как только подумал о том, что случилось или произошло, то смог сразу прочитать. И тут же первая, условно, «Комсомольская правда», которая выложила этот материал десять минут назад, а остальные издания только редактируют текст. Поэтому в связи с оперативностью, могут быть ошибки. И не забываем о том, что не все идеальны. Оперативный текст все равно проходит через редакторов, но тем не менее, все проверить в такой спешке невозможно. Иногда ошибки, как мне кажется, сделаны специально, чтобы привлечь к себе внимание. Но такое бывает редко, и всё-таки,я считаю, непрофессионально.


-Современная журналистика может включать в себя только текст?

         — На самом деле текст — это самый главный и естественно важный инструмент. Потому что именно с него начинается всё: статья, интервью, дизайн, на который накладывается текст, как замысел и текст, как визуальный элемент, текст как сценарий к видеоролику, как текст для стендапа, который потом произносят, текст для радиопрограммы и так далее. Текст, конечно, всегда будет во главе журналистики. Но современная журналистика естественно не просто про статьи в СМИ, это сильно больше и сильно выше. Журналистика, особенно сейчас, находится в периоде трансформации. Потому что появилась больше каналов коммуникаций, потому что зритель, слушатель, читатель изменились. Теперь нужно, что-то более качественное, более быстрое, более понятное и визуально и аудиально оформлено. Или, например, очень сжатый краткий материал, что тоже не похоже на журналистику прошлых лет. Поэтому, конечно, журналистика сейчас сильно трансформировалась.  Мне кажется, это очень здорово, потому что, во-первых, для журналиста это повод найти максимально классный для себя инструмент. Например, не всегда текстом, можно передать определенную музыку, которую нужно вставить в материал, потому что интервью с человеком из музыкальной сферы. Или передать настроение поможет музыка, или вставить её в какой-то репортаж. Можно и текстом написать абсолютно прекрасный репортаж, сделать акцент на том, как все выглядит, какая атмосфера, хорошо описать, чем сейчас пахнет в помещение, какое освещение и так далее, чтобы читатель мог полностью погрузиться в текст. А вот если снять это как сюжет, то все видно зрителю, он всё видит и понимает всё, и для этого не нужно сильно погружаться в текст.

«Это очень здорово, что пользователь получил новые для себя способы принятия информации, который его интересует, а журналист получил разные способы и приёмы для самореализации

 — Насколько соблюдаются правила написания/создания журналистского текста, как ты считаешь?

-К чему привыкли в журналистском тексте? Должен быть заголовок, лит абзац, начало, заключение и так далее. Все должно быть грамотно, должен быть комментарий. На самом деле, как мне кажется, круто, что есть правила о том, что оценки быть не может со стороны автора, что это должен быть текст, который будет просто про факты, без лишних оценочных суждений. Но, естественно, это все не всегда соблюдается. Нет такого, что невозможно выпустить статью, просто потому что там нет глагола в лит абзаце. И правила на все сто процентов не соблюдаются. Но я не скажу, что тексты стали плохие. Правила сейчас дополняется и модернизируется, текст становится лучше. Я не скажу, что сейчас все тексты без привычной структуры. Нет, все по-прежнему по большей части, по структуре заголовка, основной части и заключения. Опять же, нужно смотреть на ту задачу, которые решает журналистский текст, всё зависит от этого.

Источник иллюстраций: личный архив,thehungryjpeg.com

Вам также могут понравиться эти

X