«В режиссёрской профессии нельзя расслабляться и всегда нужно знать, чего ты хочешь!»

В один из теплых майских дней Полина Ткаченко взяла свое первое в жизни интервью у Сергея  Зырянова – театрального режиссёра, окончившего ЧГИК (факультет театра, кино и телевидения, кафедра театрального искусства) и ЕГТИ (актёрский факультет, режиссура театра) и узнала, как он оказался в этой профессии, с какими сложностями сталкивается при постановке спектаклей, как возвращает ускользнувшее вдохновение и о чем думает театральный режиссер перед встречей с новой труппой.

–  Почему вы решили стать именно режиссёром?

– Я захотел попробовать себя в качестве режиссёра ещё в студенческие годы, когда учился в Челябинской академии культуры на актёра драматического театра и кино. Мы много ходили по театрам, много смотрели видеозаписей спектаклей, и наши педагоги ставили с нами спектакли. Но всё, что с нами делали, мне не очень нравилось. В плане педагогики и актёрского мастерства всё было замечательно, но вот какой-то интересной режиссёрской формы не хватало. И я тогда уже почувствовал, что театр может быть другим!

– Как всё началось?

– В 2008-м году мне посчастливилось увидеть спектакль «Гамлет» екатеринбургского «Коляда-Театра», и после этого мой мир перевернулся. Этот спектакль показал мне, что театр может быть живым, без искусственных страстей, без нафталиновых костюмов, с нормальной человеческой речью. Этот спектакль заставил меня поверить в театр, а ещё больше захотелось делиться таким театром со всеми зрителями. Захотелось создавать своё, использую те принципы режиссуры, которые я на тот момент для себя сформулировал благодаря увиденному. В это же время я сделал несколько режиссёрских экспликаций (режиссёрская разработка замысла будущего спектакля – прим. П.Т.), которые ждали своего часа долгое время, а некоторые и до сих пор ждут (смеется). Так, в 2019 году, вернувшись к этим экспликациям, мы сделали «Вишнёвый сад» со студентами ЧГИКа. Этот спектакль можно назвать отправной точкой в моей профессиональной деятельности. Далее были собственные проекты, где на главные роли я приглашал ведущих актёров нашего города и постановки в профессиональных театрах.

Фото со спектакля Сергея «Дон Жуан. Мотивы»

– А какие вы можете назвать минусы и плюсы профессии режиссера? Что,  на ваш взгляд, самое сложное в этой работе?

– Хммм, сложный вопрос (улыбается). Я бы не сказал, что есть какие-то минусы, это, скорее, особенности, к которым нужно быть готовым. Например, если ехать на постановку в другой город, в незнакомый театр, всегда волнуешься, а как ты поладишь с труппой? А как они отреагируют на предложенный материал, видение этого материала? Но в то же время интересно увлечь всех своей идеей. В режиссёрской профессии нельзя расслабляться и всегда нужно знать, чего ты хочешь! Тогда всё будет хорошо. Когда я делаю свои проекты, возникает много трудностей околотеатральных, с которыми я никогда не сталкивался. Как привлекать зрителей? Как свести всех артистов к одному времени на репетицию? Где взять денег на декорации и реквизит и т. д. Всё это приходится зачастую делать мне, и это немного напрягает. Но мы сейчас обрастаем командой специалистов, и думаю, что скоро эти вопросы будут решать более квалифицированные специалисты. А всё остальное для меня один большой плюс! Я занимаюсь любимым делом и я счастлив (улыбается).

– А бывают ли у вас моменты, когда пропадает вдохновение? Как вы с этим справляетесь, что способно вас вдохновить?

– Да, подобные периоды бывают и это нормально. Чаще всего это случается от интенсивных репетиций и помогает переключение на что-то отвлечённое. День-два и я готов продолжать (смеется).

– У вас никогда не было желания быть кинорежиссером? Почему именно театр?

– Такое желание было и есть. Когда-нибудь в будущем я обязательно сниму кино. Но я плохо понимаю, как устроен процесс съёмок, и это меня останавливает от конкретных действий в эту сторону. Мне кажется, лучше заходить на это поле более профессионально подготовленным, чем я сейчас. С театром я знаком уже 15 лет. Знаю, как всё устроено, кто за что отвечает. Но самое главное, меня привлекает момент – здесь и сейчас. Один и тот же спектакль всегда идёт по-разному и это круто. Кино более консервированное искусство, но и там есть свои прелести, например, я очень люблю крупные планы. Наверное, в моём фильме их будет много (улыбается).

– А как вы считаете, можно ли стать актёром без высшего образования? Был ли у вас такой опыт в работе?

– Конечно, можно. Особенно сейчас. Посмотрите, сколько знаменитостей: блогеры, певцы, политики, спортсмены играют в кино и театре. В театре их меньше, но всё же. Всё зависит от конечной цели. У нас в стране много любительских театров, я сам на протяжении 10 лет был руководителем любительских театральных студий. Но это всегда будет любительский уровень. Любой профессионал, который любит своё дело, не устал от него, – всегда будет лучше! И я как режиссёр хочу тратить время на создание спектакля, а не на обучение актёров элементарным навыкам актёрского мастерства.

– Какой совет вы бы дали начинающим режиссёрам?

– Искренне подходить к своему делу. Погружаться в материал и искать возможность пробовать, пробовать, пробовать. Режиссёры растут на практике, потому что спектакли на диване не придумываются.

Полина Ткаченко,
подготовительные курсы журфака ЧелГУ

Вам также могут понравиться эти

X