Наверняка, многие люди сталкивались с таким термином, как «автостоп» — бесплатный проезд на попутном транспорте с разрешения водителя. Кто-то считает это занятие опасным, у кого-то наоборот вызывает азарт. Сегодня мы берем интервью у заядлой автостопщицы Екатерины Итенберг. Она проехала по России более пятидесяти тысяч километров! Теперь Катя поделится своим опытом с читателями, расскажет какие трудности и опасности могут поджидать юных автостопщиков и как эти опасности преодолеть.
— Здравствуй, Катя! Расскажи, как ты познакомилась с автостопом?
Я узнала про автостоп еще в детстве: мне выписывали журнал для девочек-подростков, как-то в нем попалась статья про автостоп, просто про то, что существует такой способ передвижения. И с тех пор, лет с двенадцати, загорелась идеей попробовать так путешествовать, ждала совершеннолетия, чтобы юридически отвечать за саму себя.
— Как отнеслись твои родные к этой идее?
Родные отнеслись к моим передвижениям автостопом нейтрально. Мама сказала: «Жалко, что мне не восемнадцать, так бы тоже поехала». Вообще у меня много путешественников в семье, не автостопщики, конечно, но всё же. Творческие люди, постоянно в поисках вдохновения.
— Сколько уже городов (км) за спиной?
За спиной у меня пятьдесят тысяч километров автостопом за четыре сезона, объехала пространство от Иркутска до Санкт-Петербурга и Крыма. Всё, что в этом треугольнике находится, стараюсь по возможности посещать.
— Как часто ты путешествуешь автостопом?
Пока идёт студенческая жизнь — каждое лето на каникулах открывается сезон. Иногда можно на майские праздники, если уже тепло, выбраться в какой-нибудь соседний город вроде Екатеринбурга. Что будет дальше, пока неизвестно.
— Расскажи какой-нибудь неприятный случай, который, однако, принес новый опыт.
Во время путешествий бывают сложные ситуации, когда вы с водителем представители разных культур, у нас же многонациональная страна. Приходится как-то находить общий язык, иногда буквально. Допустим, один раз нас подвозил мужчина, который не владел русским и английским, только турецким. Это побудило меня выучить по несколько необходимых слов на разных языках. Хотя мы с тем водителем неплохо изъяснялись невербально. Вообще автостоп здорово развивает коммуникативные навыки, водители ведь все разные, к каждому нужно искать свой подход, если хочешь быть хорошим попутчиком. С тех пор, как я начала путешествовать, стало легче общаться с незнакомыми людьми на улице, дорогу спрашивать, например, нет никакого смущения или ступора.
— Какие плюсы и минусы одиночного стопа и стопа компанией? Какой вид тебе больше нравится?
Самую высокую скорость перемещения имеет смешанная двойка: парень и девушка. В такой паре автостоп безопаснее и быстрее всего. Например, парней-одиночек водители не очень любят — боятся. Я предпочитаю ездить смешанной двойкой. Один раз ездили втроём, мне не понравилось. Подбирают, конечно, но медленнее. Это может создавать неудобства для водителей.
— Как получилось так, что ты начала путешествовать с мужем?
Напарника для автостопа можно найти на специальных ресурсах: например, в группе автостоп коммюнити в контакте. Мне в этом плане повезло: мы с мужем еще до брака вместе путешествовали и продолжаем до сих пор. Приятно в экстремальные моменты осознавать, что рядом с тобой настоящий друг.
— Какие правила существуют в автостопе? Что бы ты посоветовала брать с собой начинающим автостопщикам?
В автостопе есть ряд определенных правил, это целая наука и особый вид экстремального туризма. Необходимо хорошее снаряжение, чтобы путешествие было безопасным, например, вместительный рюкзак, непромокаемая палатка, удобная для ходьбы обувь. У меня всегда с собой снаряжение, рассчитанное на пару дней комфортной жизни в чистом поле или лесу: запасы еды, газовая горелка, спальник, аптечка.
Международный знак автостопа — вытянутая рука и палец вверх. Нужно ловить машины в удобных и безопасных для остановки местах, например, возле кафе, заправок, там, где есть широкая обочина.
Разговаривать с водителями можно о чем угодно, однако в общении есть табуированные темы, например, религия и политика. Об авариях дорожных не стоит говорить. Хотя это от человека зависит, надо смотреть по ситуации, но обязательно быть очень аккуратными с подобными разговорами. Важно быть вежливым собеседником, уважать чужое личное пространство — по-моему, это не только для автостопа хорошее правило. Не стоит говорить о грустном, нужно быть дружелюбно настроенным и обязательно улыбаться: кому нужен хмурый попутчик с кислым лицом? Важно чувствовать своего собеседника и обязательно отвечать его запросам: кто-то хочет помолчать, кто-то выговориться, кто-то задаёт вопросы, кто-то рассказывает страшилки — все люди разные, а автостопщик должен быть психологически гибким.
— Какую сумму ты обязательно берёшь с собой в дорогу?
С собой я всегда беру сумму денег, которой должно хватить на обратный билет. Вдруг я простужусь и не смогу ехать, например? И медицинский полис всегда с собой. Нужно быть предусмотрительным и ответственным.
— Куда еще планируешь отправиться?
Мы с мужем долго путешествовали по России, и все эти годы искали классное место, в которое стоило бы переехать. Нашли себе участок на Кубани и там строим дом понемногу, сейчас этим увлечены и соответственно, постоянно ездим туда. А вообще хочется в кругосветку, обязательно поедем. Говорят, в Азии очень хороший автостоп, приветливые люди.